РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:41
16:43
15:55
15:31
15:05
Концептуально
 Мораль 
1 февраля 2006 г.
версия для печати
Очарование героизма
Герои нужны в минуту опасности, в остальное время опасны сами герои. Габриэль Лауб

Сергей Назаров, доктор технических наук

…Девушка в оранжевом шарфике на бегу, все оглядывалась на парня с сине-белым флагом. Был он чернобров, скуласт и с вызовом поглядывал на полыхающий весельем Майдан. А минуту до этого они стояли рядом и, улыбаясь друг другу, никак не решались заговорить. Они бы и заговорили, да подружка все тянула за рукав, злобным шепотом врываясь в самое ухо: это же чужой… 

Революция – это грандиозный финал симфонии социального протеста, когда исполнители и дирижер сливаются в единой идентичности сопротивления. Это сложное словосочетание имеет простой перевод «с русского на русский» – причастность к борцам. Но вопрос – борцам за что: за разбиение цепей бедности и рабства, за антиглобализм, просто за «своих»?

Причастность к борцам идет путем самоорганизации. Есть старый анекдот: демонстрация рабов несет плакат «Да здравствует феодализм, светлое будущее человечества». Самоорганизацию рабов создала идентичность сопротивления на основе их понимания справедливости. Поэтому все происходящее до финала протеста – импровизации на тему «справедливости». Их качество зависит от техники исполнителей, а понимание «темы» – определяет результат. Но в отличие от джазовых оркестров, сочетание техники и понимания темы у народа – основного и, к счастью, неоднородного по составу исполнителя социальной «Симфонии огня» – встречается крайне редко, поэтому роль «дирижера» возрастает непомерно. Это обязательно Герой.

К сожалению, как показывает история, одного героя не бывает. Поэтому не бывает и единой идентичности сопротивления. Так что воительница за справедливость в оранжевом шарфике, даже если бы ее не оттащила подруга, вряд ли достигла единения с приглянувшимся воителем из другого лагеря. Хотя, оно и лучше: психологи утверждают, что возникшие в экстремальных условиях чувства – недолговечны.

Новое – хорошо забытое старое. И не удивительно, что, вводя в обиход «идентичность сопротивления» Кастельс импровизировал на классическую тему. В 2009 г. исполниться сто лет провидческой книге «Вехи», описавшей роковые последствия русской революции. Идентичность сопротивления и «осуществляемое самосознание» представлены в ней одним из соавторов – отцом Сергием Булгаковым – как «героизм или подвижничество».

Протест бывает активным и пассивным, поэтому важно, какова его сущность – героика порыва или подвижничество будней. Различия просты: клич героя – «я знаю путь, за мной», а кредо подвижника – «ищу пути». Героизм – это слом и революция, а подвижничество – созидание и эволюция. Героями были Спартак и Че, а подвижниками – обитатели скитов, монастырей и... обыватели. Соединить героизм и подвижничество пытались многие, например, тамплиеры и масоны, но еще никому не удалось завершить благие намерения: терпение – удел не многих.

Ставить вопрос «что лучше» нельзя: каждый путь венчают последствия. А вот утверждать в тиши кабинетов, что подвижничество лучше героизма – просто аморально, особенно в глазах тех, чьи сердца навеки полнятся запахом крови товарищей.

Героизм проявляется в эпохи кризисов, а потому вся история человечества – история героев. Многие скажут – это прекрасно, но вряд ли все из них кинутся на амбразуру.

В этом – драма героев и их адептов: триумфальная арка чаще всего оборачивается для них кладбищенскими вратами. Утешение – редкая победа, а паллиатив – сладость мученичества, суть которого раскрыл Павлов, подкармливая собак во время болевого раздражения, что вызывало у них «радостное ожидание» – положительную реакцию на раны и ожоги. Наблюдавший эти опыты нобелевский лауреат Шеррингтон грустно заметил: «Теперь я понимаю радость мучеников, всходящих на костер».

Но времена меняются и бесспорный тезис «когда страна быть прикажет героем, у нас героем становиться любой» вызывает сомнения. Вот почему, «препарируя» готового на мученичество героя надо понять мотивы его «радостного ожидания». Может быть, его порыв и нас подвигнет на подвиг?

Герой – как профессия. Предтечами нового понимания идентичности сопротивления были еретики, поскольку религия – исторически первое мировоззрение, формирующее «причастность к борцам» на основе интеллектуального несогласия. Герои войн стали превращаться в героев мира.

На Руси такими героями были юродивые, нашедшие единственно возможную в то пору форму протеста. Прикрываясь безумием, были они независимы, ибо «безумный всегда равен самому себе» и всегда – вне массы. За это не способные на протест простые смертные их любили, оберегали и... выдавали царевым людям, которые называли их «похабами» и гнали взашей.

Судьбу юродивых разделили поп-звезды того времени – скоморохи, о коих «Повесть временных лет» пишет: «Скоморохами дьявол отвращает нас от Бога». Но и гонимые, они все же фресками Софийского собора вошли в бессмертие.

И сегодня быть героем в эпоху кризиса – опасно для жизни и здоровья. Но в мирное время – приносит славу и деньги, поэтому сражения превратились в шоу, а герои – в публичных людей: наши политики, политологи, певцы, танцоры и ученые всех сортов стали коллегами юродивых, скоморохов и монахов-философов. Что бы мы ни говорили о нардепах и попсе – оно много лучше, чем реки крови.

Изнанка героизма. Понимание идентичности сопротивления корректируется исторической практикой, поэтому сегодня она ищет новые формы. Роль героев – запустить процесс поиска.

Основной вопрос – чем вдохновляется поиск, который, как и во все времена, чаще связан с «захватом власти», а не тем, как ею разумно распорядиться. Изнанка героизма в том, что герои – тоже люди, и кладя жизнь на алтарь отечества, они, как и все мы, жаждут всеобщего признания своей правоты, служащей им оправданием бытия. А потому удел героя – максимализм: надо что-то немедленно делать, отдать все силы, верить только мне.

Но герой редко ясно понимает, чего хочет народ и чаще всего пытается навязать ему свое понимание. Отсюда – претензия на роль Спасителя нации. И в этой связи белорусский философ Миненков хорошо подметил, что так же как независимо от модели портретиста, неизбежно получается портрет художника, так же «хорошее общество», созидателем которого считается герой, есть неизбежная проекция его образа жизни на общество в целом.

Когда же героев много, то их конкуренция неизбежно переходит в рознь, ибо невозможно воплотить идеалы всех героев сразу: на практике героизм чаще создает не соратников, а соперников. Да и народ – всегда неоднородный – все понимает по своему, особенно «обыватель» – фундамент реальности. Отсюда ненависть героев к «молчаливому большинству», «мещанам» и прочей безыдейной сволочи, с которой герой борется всю свою жизнь. Недаром героям никогда не везет с народом, о котором Жванецкий сказал: «В драке не помогут – в войне победят».

Этим объясняется, почему идентичности сопротивления бывают конструктивными и деструктивными, порождая такие же социальные движения. Деструктивны экстремистские, религиозные и националистические движения в экономически отсталых странах, потому, что борются за возврат своего разрушенного мировоззрения. И нет предела коварству сторонников терроризма и геноцида всех сортов, использующих порыв этих людей для своих «нужд». Труднее оценить движения сексменшинств, антиглобалистов и энвароменталистов – приобретших у защитников окружающей среды внешнюю респектабельность.

Но все это было бы полбеды, кабы деяния героев и их адептов частенько не были бы столь безответственны: ни тем, ни другим никогда не хватает терпения подвижников обдумать варианты исходов. А пророков – всегда побивают каменьями, или, в лучшем случае – игнорируют. Вот и «Вехи» – все предсказали, да кто их послушал?

Героизм неизбежен в силу извечного поиска смысла жизни и агрессивности рода людского – о чем не так давно поведал миру нобелевской лауреат Конрад Лоренц. Единственный фактор сдерживания – мораль: ведь «разбить цепи бедности и рабства» или «накормить народ» – далеко не все проблемы гуманизма.

Разумеется, сводить идентичность сопротивления только к героизму – чересчур. Поэтому в следующем эссе мы обеспокоимся «осуществляемым самосознанием» и сетевыми феноменами.

Источник: Украинский журнал «Час.ua»



Имя:


Email:


Город:

Текст комментария:

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Персона 
01.03.06
Виктор Васильев, Виктор Тимошенко, Москва
 Политпрогноз 
01.03.06
Василий Потоцкий, Москва
 Интервью 
01.03.06
Иван Воротынский, Москва

Экономика
 Противоречия 
01.03.06
Виктор Васильев, Москва
 Пересол 
22.02.06
Виктор Васильев, Москва
 Таможня 
22.02.06
Андрей Капустин, Киев

Гуманитарная аура
 Эссе 
01.03.06
Густав Водичка
 Атака 
28.02.06
 Славяне 
28.02.06
Василий Потоцкий, Москва

Яндекс цитирования