Целая отрасль, важная для экономики и бюджета Украины, может прекратить существование
Во вторник, когда из Киева улетала делегация НАТО под руководством генерального секретаря организации Яапа де Хоопа Схеффера, Москва нанесла Украине предупредительный удар в оборонной сфере. Информагентства передали слова гендиректора государственного НИИ авиационных материалов Евгения Каблова о готовности российских авиаторов отказаться от украинских двигателей для крылатых ракет, которыми оснащаются российские подводные лодки и стратегические бомбардировщики.
Эксперты считают, что следующим шагом станет отказ от вертолетных двигателей, и это поставит украинских производителей в сложное финансовое положение.
Поскольку НАТО не интересуется украинскими разработками, целая отрасль, важная для экономики и бюджета, может прекратить существование.
В конце прошлой недели вице-премьер РФ Сергей Иванов в Севастополе предостерег украинское руководство: вступление в НАТО автоматически приведет к разрыву связей между российским и украинским военно-промышленными комплексами. В этом контексте в Украине и было воспринято заявление Каблова, который, представляя продукцию своего НИИ российскому правительству, обрисовал журналистам ситуацию коротко: «Владимир Владимирович Путин поставил задачу заменить двигатели в крылатых ракетах, чтобы отойти от зависимости от Украины». Отраслевые эксперты пояснили, что до сих пор крупнейший украинский производитель авиационных и вертолетных моторов – ОАО «Мотор Сич» (г. Запорожье) – поставлял все двигатели для крылатых ракет Х-35, Х-55 и Х-59, стоящих на вооружении в России.
В Украине вчера не комментировали заявление Каблова и его возможные последствия. Однако неофициально эксперты отмечали, что «Мотор Сич» и без того переживает нелегкие финансовые времена, недавно компания объявила о привлечении крупного займа, в том числе – для пополнения оборотных средств. В таких условиях отказ России от сотрудничества станет серьезным ударом по положению предприятия.
Между тем российские отраслевые чиновники утверждают, что следующим шагом может стать отказ от украинских двигателей семейства ТВ3-117, которые тоже производятся на «Мотор Сич» и поставляются в основном в Россию. На сегодня до 90% вертолетов в РФ оснащены именно украинскими двигателями. Однако российское руководство заранее начало готовиться к нынешнему политическому охлаждению отношений с Украиной, которая упрямо стремится к скорейшему членству в НАТО.
Специальная госпрограмма предполагает, что уже с 2010 года московское ОАО «ММП им. В.В.Чернышева» в сотрудничестве с санкт-петербургским ОАО «Климов» начнет серийный выпуск вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500.
Кстати, недавно российская сторона уже отказалась от оснащения выпущенных СССР и Россией вертолетов Ми-8 новейшим украинским двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ1В. «Мотор Сич» надеется найти клиентов в третьих странах, которые в свое время покупали советские вертолеты. Однако это не решает проблему поставок из России комплектующих для украинского производства.
Любопытно, что еще два года тому назад ничего не предвещало такого осложнения отношений. В 2006 году «Оборонпром» – дочерняя структура «Рособоронэкспорта» – вел переговоры о покупке «Мотор Сич» для последующего включения украинского предприятия в российский госхолдинг. Вместо этого запорожский завод был интегрирован правительством в созданный в 2006 году госконцерн «Авиация Украины», деятельность которого тут же обросла скандалами. Тем временем предприятие «Мотор Сич», ориентируясь на сотрудничество с Россией, планировало перенести в РФ часть производственных мощностей и успело открыть российское представительство.
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко недавно признала, что украинская авиапромышленность работает неэффективно: за последние два года «Авиация Украины» не наладила серийный выпуск самолетов, а вместо этого сорвал ряд контрактов по поставкам самолетов в Казахстан, ОАЭ, Египет и Ливию. «Мы разочаровываем заказчиков, и они вынуждены искать производителей в других странах. Нужно срочно внедрить в серийное производство прорывные проекты – Ан-148, Ан-124-100М и Ан-70», – заявила украинский премьер. Для этого планировалось реорганизовать концерн и создать на его базе объединение «Самолеты Антонова». Детали нового проекта неизвестны, однако президент и совладелец «Мотор Сич» Вячеслав Богуцкий весной рассказал, что предполагается выделить три направления в отрасли: производство авиадвигателей, самолетостроение и ремонтные предприятия. Он отметил, что правительство готово предоставить каждому из подразделений право на самостоятельную техническую, маркетинговую и ценовую политику. Украинские эксперты сомневаются в том, что новое объединение сможет успешно работать без кооперации с российскими предприятиями и без заказов из РФ.
ОАО «Мотор Сич»
ОАО «Мотор Сич» – одно из крупнейших украинских машиностроительных предприятий. Выпускает 55 видов и модификаций двигателей, в том числе авиадвигатели для вертолетов «Ми» и «Ка», самолетов Ан-124, Ан-140, Як-130, а также промышленные газотурбинные установки. Свыше 90% акций ОАО подконтрольны его менеджменту.
Алексеич, НЕ Окраина, 19.06 15:00
Макс, Киев, 19.06 21:05
I don't want to see you silly comments here !
How much you make for month, busterds ?!
Write you number and think, why you are so poor ?!
You have only long tongue !!
Alex, Одесса, 20.06 02:04
Очередной дешёвый понт ВПП, вы свою «Бастурму», извиняюсь, «Булаву» сколько лет сделать не можете 10-15-20? Как разошелся союз вы ничего нового не смогли придумать, только достаете, что осталось из СССР-овских загашников и задумок. Связь специалистов (стариков и молодых) в вашем ВПК практически везде прервалась, устаёшь читать о количестве отказов от ваших товаров ВПК зарубежном из-за многочисленного брака. И когда вы аналогичный движок собираетесь спроектировать - создать модель - тестовой образец - серийный образец к 2050-му году? Хотя и тогда учитывая агитацию ваших СМИ закупят для армии с десяток образцов и начнут снова кричать что, снова «Россия встает с колен», у нас арийцев «Третьего Рима» появилось супероружие, которое сметет всех врагов «святой» России, ну и всяческий другой бред. Берите нормальные движки и пользуйтесь, а не несите глупость по принципу эпизода из «Брильянтовой руки» «а если откажутся - отключим газ».
Макс, Киев, 19.06 21:05
Кто ж оранжепам доктор? Подохнет украина. Пока она как поется "ще нэ вмэрла.... "
19.06 19:13
Ценные кадры на очень хороших условиях переедут в Россию а фирма Мотор Сич станется оранжевым дебилам на память.Будете там тяпки делать,дебилы хохлатые.
Алексеич, НЕ Окраина, 19.06 15:00
Насколько я понимаю - есть звкон, что-то вроде о комплектации военной техники, где заложены определенные правила , страны, условия и т.п.
Что в НГ массово приняли на работу гастарбайтеров из Украины?
И кстати где фамилии авторов НГ - или это форма защиты юных дарований от "кровавого тоталитарного режима"?
Макс, Киев, 19.06 21:05
I don't want to see you silly comments here !
How much you make for month, busterds ?!
Write you number and think, why you are so poor ?!
You have only long tongue !!
Alex, Одесса, 20.06 02:04
Макс, Киев, 19.06 21:05
19.06 19:13
Алексеич, НЕ Окраина, 19.06 15:00
Что в НГ массово приняли на работу гастарбайтеров из Украины?
И кстати где фамилии авторов НГ - или это форма защиты юных дарований от "кровавого тоталитарного режима"?