Оппозиционные блоки так старательно уверяют избирателей в своей готовности подписать соглашение о сотрудничестве, что невольно становится понятным: этот документ имеет шансы стать актом о почетной капитуляции одной «силы Майдана» перед другой. Если использовать бытовые понятия, то альянс БЮТ и «НУНС» напоминает скорее брак по холодному расчету, чем всплеск испепеляющей страсти.
Еще с начала предвыборной кампании лидеры «Нашей Украины – Народной самообороны» и БЮТ обещают согражданам договориться о принципах дальнейшего взаимодействия. Пока получается немного неубедительно, ведь кампания постепенно набирает обороты, в ход идут все новые средства достижения высокого результата. Если на центральном уровне бютовцы и представители пропрезидентского блока успешно имитируют взаимопонимание, то на местах, где и разворачивается основная борьба, дело обстоит несколько иначе. Региональные активисты обоих оппозиционных блоков стремятся добиться поставленного результата любой ценой, не принимая во внимание пожелания союзников. Лидер «НУНС» Юрий Луценко в эфире «1+1» выразил готовность подписать соглашение о сотрудничестве с бютовцами на 7 лет. Юрий Витальевич лукавит почти элегантно: в нашей стране реально влиятельные партии, которым больше пяти лет, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Впрочем, стоит напомнить, что «Наша Украина» и БЮТ уже договаривались о сотрудничестве, причем делали это неоднократно. Последняя договоренность была достигнута еще 24 февраля этого года. Лидеры БЮТ и «Нашей Украины» Юлия Тимошенко и Виктор Балога подписали соглашение о создании единой оппозиции, предусматривающее создание координационного совета (по 6 представителей от каждой силы), борьбу за проведение досрочных выборов в парламент и местные органы власти, отмену политической реформы. После выборов обе силы планировали разделить властные портфели на паритетных началах, причем первой право выбора должна была получить та, за которую проголосует большее количество избирателей. Что касается программных положений действий оппозиции, то они не изменились по сравнению с летом 2006-го, когда БЮТ и «Наша Украина» пытались создать коалицию вместе с социалистами.
Текст подписанного Балогой и Тимошенко соглашения готовился аналитической группой Романа Безсмертного, ныне покинувшей свои рабочие места в партийном исполкоме НСНУ. Наверное, стоит вспомнить, что в конце зимы 2007-го Виктор Иванович еще продолжал процесс очищения партии от «любых друзив», и тогда он не исключал, что «Нашу Украину» может возглавить Виктор Ющенко. Как показало дальнейшее развитие событий, Юлия Тимошенко благодаря подписанию соглашения получила «нашеукраинскую» парламентскую фракцию в доверительное управление, и достаточно быстро добилась издания Виктором Ющенко указа о роспуске парламента. Что касается координации действий, то это положение осталось на бумаге. Кстати, на нынешнем этапе ни Виктор Балога, ни Роман Безсмертный не занимают руководящих должностей в НСНУ, да и сама партия позиционирует себя в качестве составной части пропрезидентского блока.
Но сегодня Юлию Владимировну заметно не устраивают условия февральского соглашения. Заявленная цель БЮТ на досрочных парламентских выборах – единоличное формирование парламентского большинства. Соответственно и лидеры «Нашей Украины – Народной самообороны» соблюдают соглашение полугодичной давности преимущественно на словах. Если задуманное на Банковой осуществится, то вскоре субъект подписания договоренностей с БЮТ – партия Народный союз «Наша Украина» - юридически перестанет существовать. Ей на смену придет объединенная пропрезидентская сила, у которой будет новый лидер, другая идеология и несколько иное политическое лицо. Не случайно ведь во главе блока «НУНС» оказался экс-министр внутренних дел Юрий Луценко, которого называют самым талантливым конкурентом Юлии Владимировны на ниве предвыборного популизма.
Было бы наивно предполагать, что Виктор Ющенко при помощи своего секретариата ведет активную кадровую политику в регионах для того, чтобы смириться с возможной победой БЮТ в соревновании с пропрезидентским блоком. На Банковой творчески подходят к политическому наследию Леонида Кучмы, приправляя его соусом заявлений о необходимости торжества демократии. Но отдавать страну Юлии Тимошенко, особенно после ее совместного с коалицией национального единства преодоления президентского вето на закон «О Кабинете Министров» президентская команда не торопится. Подписать соглашение о сотрудничестве, предполагающее распределение вакансий во власти после выборов, не торопятся ни БЮТ, ни «Наша Украина – Народная самооборона». Скорее всего, избирателей будут и впредь кормить завтраками на тему демократического единения, дожидаясь результатов досрочных парламентских выборов. И та политическая сила, что 30 сентября получит хотя бы на голос больше, «именем Майдана» принудит заклятых друзей капитулировать, подписав соглашение о сотрудничестве. В этой ситуации у пропрезидентского блока есть запасной вариант в виде широкой коалиции, у БЮТ же возможностей для отступления нет.