Как из левого большинства в обществе сделать правое в парламенте
Первое впечатление — Кремль сошел с ума. Сначала «Единая Россия» приняла — явно под себя — поправки, обеспечивающие легитимность выборов при любой явке, потом новый глава ЦИК Владимир Чуров начал кампанию за рост посещаемости участков 2 декабря. Сперва благодаря информнакачке из центра «СпРос» превысил в регионах отведенную ему сверху квоту — потом в федеральном эфире мироновцев начали урезать. Сперва КПРФ и ЛДПР считали проверенными игроками в парламенте, чьи ходы были заранее просчитаны, — потом на коммунистов спустили «Наших», а жириновцев вдруг перестали звать «в ящик». Ну прямо как в анекдоте про бордель, не приносящем доход: пора менять девочек…
Клиентами PR-конторы Владислава Суркова стали все 17 зарегистрированных в Минюсте политических партий, а также подавшая повторную заявку «Великая Россия» Дмитрия Рогозина — ее берут в расчет как «последний довод королей», если остальные честолюбивые замыслы не сработают. А замыслы таковы: какие бы идейные предпочтения ни высказал на выборах наш отечественный обыватель, большинство голосов должно остаться у машины, что безотказно служила Владимиру Путину весь его второй президентский срок.
Да, полевение настроений электората — сейчас мировая тенденция, но это еще не приговор для управляемой одним сувереном российской демократии. Поскольку премьерского кресла партии-победителю никто не обещает — в отличие от гонки 2003 года, — чтобы удержать нынешний правительственный курс, нужно правильно разложить мешки с депутатскими мандатами.
Старые либеральные партии СПС и «ЯБЛОКО» давно исчезли из проходных рейтингов социологов, но, поскольку их ядерные электораты, как ни крути, все равно больше, чем у прокремлевской «Гражданской силы» Михаила Барщевского, а установка на присутствие правых в новом парламенте, видимо, все же есть, нужно срочно расчистить поле поблизости. Не правее, так левее по спектру. Но гарантированно достаточное для прохождения в ГД своих.
Пока бренды Никиты Белых и Григория Явлинского продолжают стравливать между собой, в расчет берут избирателя-неофита — прежде всего не голосовавшую ни разу молодежь и тех, кто раньше и физически не мог бы прийти на выборы (инвалиды, транзитные пассажиры поездов, держатели советских паспортов за границами РФ). В Казахстане только что подобная тактика сыграла против догоняющих «Нур Отан» двух демоппозиций, чей парализованный взаимной полемикой электорат не пошел на выборы, а правящий дом подобрал все политически движущееся под себя. Чтобы нарисовать «правый» макет на Охотном Ряду, сгодятся даже левопопулистские лозунги и обещания социального реванша, а бонус должны получить те, чей курс в правительстве давно клянутся сменить на более прогрессивный. Три министра-капиталиста («Греф Зурабович Кудрин», по определению Геннадия Зюганова) останутся при своих постах, если левое большинство в обществе мастерски растянуть на четыре лагеря и… опять оставить в парламентском меньшинстве.
Рабочий прогноз такой: по 14% у коммунистов и «СпРоса», чуть больше 7% — у «Гражданской силы» или СПС. У «Патриотов России» Геннадия Семигина и «Великой России» — по 6,9% — то есть они не проходят. ЛДПР якобы тоже списали. То есть в Думе-2007 должно быть четыре фракции — пятая математически невыгодна «ЕдРу», так как из-за маленькой премии (дополнительные места непрошедших, которые пропорционально поделят победители) она рискует лишиться единоличного лидерства (50% +один голос).
Это в соседней Украине с ее трехпроцентным проходным барьером и 19 партийными списками Партии регионов Виктора Януковича или Блоку Юлии Тимошенко хватило бы 39% для единоличного большинства в Раде. В России же для сольной партии и 45% (35% собственно «медвежий» рейтинг + 10% административный ресурс), увы, без большого «болота» маловато будет.
Остановить партии там, где они сейчас стоят в рейтингах «Левада-центра» — 59% — у «ЕдРа», 18% — у КПРФ и 9% — у «СпРоса» (это от уже решивших принять участие в голосовании), — понятное дело, нельзя. А чтобы единоросское большинство и дальше продолжило рулить страной без оглядки на «одноразовый» электорат, надо утопить в «болоте» голоса не менее 18% от пришедших на участки 2 декабря.
В Кремле опять все просчитано: любая пятая партия лишает единороссов необходимой им премии. Придется нехотя заключать коалиции — либо со «СпРосом» (а это смена идеологии режима), либо с КПРФ — тогда за что боролись? Проще растащить по углам запуганное большинство.