РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:41
17:21
16:56
16:07
15:11
Политика
 Точка зрения 
28 December 2007 г.
версия для печати
Владимир Огрызко: Когда страна говорит одним голосом, ее уважают как предсказуемого партнера
Мыкола Сирук

Вчера Президент Украины Виктор Ющенко представил коллективу украинского внешнеполитического ведомства нового руководителя Владимира Огрызко, который был избран на эту должность 18 декабря 2007 года. Следует отметить, что Огрызко фактически с третьей попытки стал руководителем внешнеполитического ведомства Украины. Весной прошлого года антикризисная коалиция не поддержала его кандидатуру, обвинив Огрызко в антироссийскости. В частности, представителям этой коалиции не понравилось, что первый заместитель министра выступил на украинском языке на одном из украинско-российских круглых столов. Какими были главные достижения Украины на внешней арене за 90 лет со времени основания отечественной дипломатической службы? Как продвигается Украинское государство на пути европейской и евроатлантической интеграции? Зачем нашему государству нужен План действий по членству в НАТО (ПДЧ) и можно ли выстроить украинско-российские отношения на принципах взаимного доверия и взаимного уважения? Будет ли обеспечена в условиях демократической коалиции системность внешней политики Украины? Об этом в эксклюзивном интервью дипломата номер один в Украине Владимира Огрызко.

ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ И ДОСТИЖЕНИЯХ

— Отечественная дипломатическая служба официально, уже в третий раз, отмечает свой профессиональный праздник. И до сих пор в нашей стране продолжается празднование по случаю 90 й годовщины создания украинской дипломатии. А есть ли чем похвастаться дипломатической службе Украины? Владимир Станиславович, назовите, пожалуйста, несколько примеров самых выдающихся достижений или провалов украинской дипломатии за 90 лет?

— Говоря о выдающихся моментах в истории украинской дипломатии, невозможно обойти бурный период 1917—1920 годов, когда создание украинской дипломатической службы, признание молодого Украинского государства со стороны ведущих стран мира и установления с ними дипломатических отношений происходило в непростой период завершения Первой мировой войны, революции в России и дальнейшей кровавой гражданской войны, в том числе — на территории Украины.

Анализируя период пребывания Украины в составе Советского Союза, хотел бы отметить участие Украинской ССР в основании Организации Объединенных Наций (1945), дальнейшую активную деятельность в рамках этой Организации, в частности, членство Украины в Совете Безопасности ООН трижды (1948—1949 гг., 1984—1985 гг., 2000—2001 гг.) и председательство на ГА ООН в 1997 году, участие в разработке и подписании Парижского мирного договора (1947 г.), который стал основой послевоенного строя в Европе.

Новый исторический этап в развитии украинской дипломатии начался после принятия исторического Акта о независимости Украины 24 августа 1991 года. Тогда перед Министерством иностранных дел встали абсолютно новые задачи, связанные с признанием Украины международным сообществом. Признание Украины практически всеми странами мира, установление с ними дипломатических отношений и активное развитие двустороннего сотрудничества, создание договорно- правовых рамок международной деятельности Украины, открытие представительств иностранных государств и международных организаций в Украине, создание эффективной сети собственных дипломатических и консульских представительств — все это является колоссальным достижением новейшей дипломатии Украины за годы независимости Украины.

Среди конкретных достижений стоило бы вспомнить довольно непростое заключение базовых политических договоров с соседними странами, в частности, — Россией и Румынией, международно-правовое оформление государственной границы Украины, а также такие моменты, как подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС и Хартии об особом партнерстве с НАТО, установление отношений стратегического партнерства с США и Польшей, успешное развитие взаимовыгодных отношений с многими странами Европы и мира. Перечень достижений можно было бы продолжать...

«ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УКРАИНЫ...»

— Также хотелось бы услышать вашу оценку деятельности украинской дипломатии за нынешний год: какие были достижения и провалы за это время?

— Международная деятельность Украины в 2007 году и работа украинской дипломатии, по моему мнению, в целом заслуживает одобрительной оценки, поскольку усилиями МИД и всех других причастных министерств и ведомств было обеспечено соблюдение национальных интересов Украины и выполнение большинства приоритетных заданий внешней политики, которые декларировались на 2007 год.

Сегодня мы можем говорить о развитии процессов европейской и евроатлантической интеграции: на фоне приближения к комплексной реализации положений Плана действий Украина—ЕС в политической плоскости, а также в сфере реформирования экономики, юстиции, правоохранительных органов, транспорта, энергетики. В 2007 году украинские дипломаты приложили усилия в деле заключения и ратификации Соглашения между Украиной и ЕС об упрощении оформления виз и реадмиссии, определения перспективы создания общей с ЕС зоны свободной торговли после обретения Украиной членства в ВТО, содействовали дальнейшему прогрессу на пути к заключению нового, усиленного соглашения между Украиной и ЕС и тому подобное.

Среди достижений этого года отечественной дипломатии необходимо отметить успешное завершение переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО: были подписаны двусторонние протоколы о взаимном доступе на рынки товаров и услуг со всеми странами-членами Рабочей группы ВТО.

Расширено практическое сотрудничество с НАТО путем дальнейшего участия Украины в миротворческих операциях Альянса, обеспечено дипломатическое сопровождение заключения контракта между НАТО и АНТК им. Антонова по использованию украинских самолетов стратегической авиации, созданы условия для распространения объективной информации о целях и деятельности Организации североатлантического договора в украинском обществе, в частности, положено начало работе Сети партнерства Украина—НАТО и усовершенствован информативный потенциал веб-портала «Украина—НАТО».

Прошлый год отмечен успехами и в сфере двусторонней дипломатии: Соединенными Штатами был принят Акт о консолидации свободы через НАТО, в котором закреплено намерение наших североамериканских партнеров содействовать обретению Украиной полноценного членства в Альянсе. Получена однозначная поддержка продвижения Украины в ЕС со стороны Великобритании. Активизированы переговоры Украины и Российской Федерации по разграничению Азовского и Черного морей.

Направлены усилия на дальнейшее позиционирование Украины как регионального лидера, сориентированного на построение действенных и надежных механизмов регионального сотрудничества. Так, во время председательства Украины в Организации ГУАМ последняя была преобразована в полноценную международную региональную организацию. Активную роль украинская дипломатия продолжала играть в вопросе приднестровского урегулирования. В ноябре был проведен Киевский форум безопасности по урегулированию «замороженных конфликтов» в контексте безопасности и стабильности Черноморского региона. Также с ноября Украина возглавляет ОЧЭС и нацелена на реализацию насыщенной и перспективной программы председательства.

В течение года проводилась активная работа, направленная на совершенствование защиты украинских граждан и юридических лиц за границей: было положено начало работе call-центра, совместно с одним из украинских мобильных телеоператоров введено sms-информирование граждан Украины, которые пересекают украинскую границу.

Еще одним очень важным моментом является принятие на Генеральной конференции ЮНЕСКО резолюции о «Почтении памяти жертв Голодомора в Украине». В этом же месяце нам удалось добиться одобрения и обнародования на 15 м заседании Совета министров ОБСЕ совместного заявления «О 75-й годовщине Голодомора 1932—1933 гг. в Украине». Соответствующие правовые документы с осуждением этого террора против украинцев одобрили ряд парламентов стран Европы и Латинской Америки, и этот процесс, надеюсь, будет продолжаться.

«ПРИГЛАШЕНИЕ К ПДЧ — ЭТО ВОПРОС МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРИТЕТА И ПРИЗНАНИЯ...»

— Как вы оцениваете достижения украинской дипломатии на пути интеграции в НАТО?

— За годы сотрудничества с Альянсом украинская дипломатия имеет на своем счету немало достижений и побед. Украина одной из первых среди стран бывшего СССР стала членом Совета Североатлантического сотрудничества (сегодня СЕАП). Она первой присоединилась к Программе «Партнерство во имя мира». Нам удалось заложить в единственный на сегодняшний день основополагающий документ Украина-НАТО — Хартию об особом партнерстве между Украиной и НАТО — такие положения, как открытость Альянса для членства Украины, поддержка государствами- членами НАТО суверенитета и независимости Украины, ее территориальной целостности, демократического развития, экономического процветания, постоянно действующий механизм политических консультаций, неразмещения ядерного оружия на территории своих новых членов.

Мы законодательно закрепили вопрос курса Украины на членство в НАТО; ввели систему межведомственной координации сотрудничества с НАТО. Ее основным элементом является Межведомственная комиссия по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и институт национальных координаторов отраслевого сотрудничества с НАТО.

Украина является единственным государством — нечленом Альянса, которая принимает участие во всех текущих миротворческих и антитеррористических операциях под руководством Альянса. Целевые Планы Украина—НАТО на 2007 и 2008 годы по структуре и наполнению максимально приближенные к Плану действий по членству. И это не по принципу «каждый кулик хвалит свое болото». Такие мысли и высказывают сами страны-члены Организации, высоко оценивая наши достижения и в реформировании страны, и в международной миротворческой деятельности под руководством Альянса, и вообще — во всем спектре сотрудничества с этой организацией.

Иное дело, что украинская дипломатия могла бы с легкостью иметь в своем активе и ПДЧ, и, возможно, уже представленную заявку на членство в НАТО, если бы наше движение в эту структуру в течение последних 15 лет не напоминало известную одесскую песенку «шаг вперед и два назад». Именно из-за тех «шагов назад» мы должны сейчас доказывать евроатлантическому сообществу, что наши приоритеты и цели остаются неизменными, а мы сами являемся прагматическими предсказуемыми партнерами.

— По силам ли Украине получить ПДЧ в следующем году на саммите Альянса в Бухаресте?

— Что касается перспектив нашего государства в отношении получения ПДЧ в следующем году на саммите Альянса в Бухаресте, хотел бы отметить, что мы должны приложить все усилия для получения приглашения к Плану действий по членству в 2008 году. При условии, что все три ветви власти однозначно выскажутся «за», получение приглашения станет возможным и во время апрельского саммита в Бухаресте. Для руководства Украины приглашение к ПДЧ — это вопрос международного авторитета и признания. Получение Украиной такого приглашения станет признанием демократического характера и серьезности намерений украинской власти в отношении реформирования государства в соответствии с высшими стандартами.

«...МЫ НЕ РАБОТАЕМ С КЕМ-ТО ПРОТИВ КОГО-ТО»

— Как известно, Россия очень остро воспринимает любые шаги Украины, направленные на приближение к Североатлантическому договору и, в целом, к расширению НАТО на Восток. Не возникнут ли для нашей страны дополнительные трудности в отношениях с Россией после присоединения к ПДЧ и, вообще, не ухудшится ли безопасность Украины от такого шага?

— Действительно, эта тема для нас является принципиально важной. Потому что речь идет о безопасности Украины. Это не первый раз, когда Украина вплотную подходит к этой теме. Вы, наверно, знаете, что чуть больше, чем год назад этот вопрос уже обсуждался. К сожалению, тогда, вследствие известной внутриполитической ситуации, он был отложен. Вопрос присоединения к ПДЧ является принципиально важным хотя бы с той точки зрения, что оно зафиксировано в коалиционном соглашении. Обе демократические силы, которые сегодня образовали в парламенте большинство и соответственно, правительство, договорились о том, что это будет одним из направлений их совместной деятельности. Я хочу также вспомнить Закон об основах национальной безопасности от 2003 года, в котором так же четко и ясно зафиксировано, что одним из направлений нашего развития является обретение полноправного членства в Европейском Союзе и НАТО.

Что касается, собственно, ПДЧ, то хотел бы сразу подчеркнуть: План действий относительно членства не является, как говорят некоторые отечественные и иностранные политики, планом действий по «затягиванию» Украины в НАТО. ПДЧ на 90% является планом, в первую очередь, реформирования украинской политической системы и лишь 10% приходится на вопросы безопасности, военные и правовые вопросы, а также на вопрос ресурсного обеспечения. В целом, все это касается подготовки Украины к тому, чтобы быть на уровне современных европейских демократий. Разве нам это угрожает или это для нас плохо? Наверное, нет.

Понятно, что внешняя реакция может быть самой разной. Но я думаю, что и в отношениях с Российской Федерацией мы будем еще и еще раз подчеркивать то, что мы не работаем с кем-то против кого-то. А что наша цель заключается в том, чтобы работать сообща ради системы безопасности, которая должна охватывать все страны, которые желают создавать эту систему коллективной безопасности в Европе. Они на это имеют полное право.

Относительно негативных последствий от ПДЧ, то могу назвать лишь один. Нам нужно будет намного больше работать и, по существу, быстрыми темпами навести порядок в государстве. Это сложный, а иногда даже болезненный процесс, который на некоторых этапах может трактоваться неоднозначно. Советую всем, кто желает более глубокой осведомленности по этому вопросу, пожаловать на специализированный веб-сайт www.ukraine-nato.gov.ua, на котором, надеюсь, содержатся ответы на все вопросы по тематике евроатлантической интеграции Украины.

— Может ли Украина влиять на содержание ПДЧ и заложить в этот документ пункты, которые повышают безопасность нашего государства?

— Речь идет о присоединении к Плану. А это стандартная схема, которая уже определена, и к которой мы должны присоединиться. Собственно, существующие на сегодня целевые планы в очень многих аспектах являются одинаковыми, что касается приобретения членства, но названы по- другому. Вопрос не в названии, а в сущности. Я думаю, что главное — в течение ближайших лет достичь такого уровня демократии в нашем обществе, плюрализма и всего того, что называется современным гражданским обществом, чтобы не возникал вопрос, как назвать, либо как оценить. Вопрос заключается в том, чтобы наше общество стало действительно европейским и демократическим.

НЕПРОСТОЙ ГОД ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

— Как вы оцениваете достижения украинской дипломатии на пути продвижения нашей страны в ЕС?

— Европейская интеграция — это непростой вопрос, разрешение которого зависит не только от успешности деятельности дипломатической службы. Задачей украинской дипломатии на этом пути является обеспечение благоприятной внешнеполитической среды, позитивной позиции государств-членов ЕС, продвижения новых выгодных для Украины инициатив. Все остальное, а я имею в виду самое главное — реформы, является задачей всех веток власти.

За годы независимости Украина прошла немалый путь к реализации своей стратегической цели, определенной еще в 1993 году в Постановлении Верховной Рады «Об основных принципах внешней политики Украины» — приобретение членства в ЕС. Мы уверенно, но иногда кажется, что медленно движемся в выбранном направлении.

2007 год был непростым годом для европейской интеграции Украины. Длительный период политической неопределенности в Украине, досрочные выборы в парламент, незавершение процесса вступления Украины во Всемирную организацию торговли, а, кроме этого, и сложные процессы формирования новых учредительных правовых рамок функционирования Европейского Союза — все это не позволило в полной мере реализовать те замыслы, которые были в начале года.

Но я рад, что большинство вопросов разрешено: избран демократическим путем новый украинский парламент, сформировано коалиционное правительство Украины, а государства-члены ЕС 13 декабря одобрили новый учредительный договор ЕС, который более известен как Лиссабонский договор. Следовательно, и Украина, и ЕС готовы войти в следующий 2008 год свободными от груза институционных проблем.

В то же время, не стоит считать, что мы в некотором смысле упустили этот год. Наоборот, сделано много важных дел. В феврале на министерском заседании Украина—ЕС я лично вместе с моим немецким коллегой Ф. В. Штайнмаером, который тогдапредставлял немецкое председательство в ЕС, официал ьно объявили о начале переговорного процесса относительно заключения нового усиленного соглашения. С того времени наши переговорники уже провели пять раундов переговоров со своими коллегами из делегации ЕС для того, чтобы подробно обсудить будущее наших отношений на среднесрочную перспективу. Украинская позиция относительно целесообразности заключения нового соглашения в форм ате соглашения об ассоциации остается неизменной.

В июне на заседании Совета по вопросам сотрудничества Украины—ЕС были подписаны два важных соглашения — соглашение об упрощении выдачи виз и соглашение о реадмиссии лиц. Мы завершили процедуры вступления в действия этих соглашений, и поэтому украинские граждане уже с 1 января следующего года смогут лично ощутить последствия упрощения визового режима поездок в государства-члены ЕС.

На протяжении года Украина результативно выполняла положение общего Плана действий Украины— ЕС, действие которого истекает в феврале следующего года. В начале 2008 года мы планируем осуществить масштабную оценку реализации этого документа и четко понять наши «сильные» и «слабые» места в процессе внутренних реформ.

ПЕРСПЕКТИВА, СОСЕДСТВО И ВОЗМОЖНОСТИ

— Если говорить об европейской интеграции, то многие эксперты и дипломаты обращают внимание на то, что Европейская политика соседства может определенным образом воспрепятствовать стремлению Украины вступить в Евросоюз. А с другой стороны, в интервью «Дню» европейский комиссар Бенита Ферраро-Вальднер заявила, что Украина очень плохо использует возможности Европейской политики соседства. Владимир Станиславович, какой должна быть европейская политика Украины, чтобы не потерять перспективу членства в ЕС и в то же время воспользоваться возможностями Европейской политики соседства?

— Перспектива у нас очевидна и заключается в том, чтобы стать членом Европейского Союза. Это задача чрезвычайно сложна и тяжела. Безусловно, 90% работы на этом пути мы должны сделать сами у себя. Это наше домашнее задание и никто другой, ни высокие должностные лица в Брюсселе, ни Евросоюз, эту работу за нас делать не будет и не сделает. И это понятно. Поэтому сегодня мы должны осознать — нам нужно использовать все имеющиеся в наличии возможности. В этом контексте наш главный приоритет на 2008 год заключается в том, чтобы подготовить новое усиленное соглашение между Украиной и Европейским Союзом. В этом соглашении мы должны максимально зафиксировать возможные направления углубленного сотрудничества с Европейским Союзом. Это значит, что таким образом мы продвинемся значительно дальше тех форм, которые на сегодня являются действующими в наших отношениях с Евросоюзом. Использовать ли для этого созданный ЕС механизм — Европейскую политику соседства, если это поможет Украине приблизиться к Евросоюзу? Безусловно. И наоборот, отдалить, если эта политика может быть использованная для того, чтобы поставить барьер между Европейским Союзом и Украиной. Наши коллеги в Брюсселе и наши дипломаты в контактах с представительством Еврокомисии в Украине как раз работают над тем, чтобы найти такое сочетание всех возможных форм, чтобы это дало аккумулирующий эффект. Чтобы в результате мы не отдалились от ЕС, а стали ближе к нему.

— Когда мы говорим о новом углубленном соглашении, удается ли Украине вложить в этот документ свое видение ее наполнения?

— Это наша цель. Безусловно, мы будем пытаться достичь его. Хотел бы отметить, что в позиции ряда европейских стран появляется и дальше большее понимание того, что Украина не может быть просто страной в рамках Европейской политики соседства. Это значительно больше. Мы отличаемся от других стран, охваченных этой политикой, тем, что мы есть европейцы, имеем европейскую традицию и европейскую перспективу. Поэтому, безусловно, здесь все в руках дипломатии. Мы поставили перед собой очень важную цель — к саммиту Украина— ЕС, который состоится в сентябре следующего года, подготовить такой текст соглашения, который бы максимально отвечал нашим евроинтеграционным стремлениям.

ЗАВЕЩАНИЕ ШУЛЬГИНА И ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ

— Владимир Станиславович, приблизил ли европейскую перспективу Украины недавний Лиссабонский саммит, на котором было подписано соглашение о реформах?

— Мне кажется, что Лиссабонский саммит дал ответ на те вопросы, которые волновали страны Европейского Союза, а нам он дал больше шансов, чем было до сих пор. По моему мнению, Лиссабонским саммитом завершен определенный период во внутреннем развитии Евросоюза, который теперь может спокойно смотреть на такую проблематику, как расширение, но в перспективе. Без урегулирования вещей, которые были до Лиссабона, идти вперед было чрезвычайно сложно. После того, как определено, что такое Европейский Союз, как эта структура будет функционировать, каковы ее полномочия, каким образом она будет действовать дальше, можно посмотреть, что есть за пределами Европейского Союза. И таким образом, подумать над перспективой. Мы не говорим сегодня о том, что Украина завтра обретет членство в Евросоюзе. Это было бы нереалистично и, наверное, не объективно, поэтому мы говорим об определенной перспективе. Лиссабон нам дает сегодня, действительно, возможность говорить с Европейским Союзом о перспективе — и эта перспектива, я думаю, является очевидной. Украина является европейской страной и будет в Европейском Союзе. Это еще сказал первый министр Шульгин. Когда дипломаты возлагают цветы к его мемориальной доске, там, где было первое министерство, они всегда повторяют его слова, что в Европе будет Европейский Союз, а Украина будет членом ЕС. Мы должны выполнить завещание нашего первого министра.

— Способен ли Киев в отношениях с Брюсселем действовать на принципах взаимности?

— Безусловно, принципы взаимности свойственны любым переговорам. При этом возможны исходные позиции, которые рознятся. Возможны моменты, которые сразу находят свое урегулирование. Возможно, бывают вопросы, которые требуют дополнительного изучения. Но для того и существуют дипломаты, чтобы решать эти вопросы и приближать позиции. Я убежден, и это является абсолютным фактом, что в Европейском Союзе к Украине, особенно теперь после того, как сформирована демократическая коалиция и правительство, отношение, безусловно, будет более позитивным, чем это было доныне. Поэтому мы должны этим шансом воспользоваться.

МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА С КРУПНЕЙШИМ СОСЕДОМ

— Владимир Станиславович, видите ли вы возможность выстроить отношения между Киевом и Москвой на основах прагматизма, партнерства, взаимодоверия и взаимоуважения? Как эти отношения должны выстраиваться?

— Это наш приоритет. Еще раз хочу отметить, что с Россией у нас есть только одна модель сотрудничества — это взаимовыгодное, партнерское сотрудничество и уважение друг к друг и праву выбора. Это чрезвычайно важно, потому что именно эти приоритеты заложены в основу нашего Большого договора, подписанного десять лет назад. Сегодня мы намерены развивать этот договор посредством заключения новых соглашений. В этом году такие предложения были представлены российской стороне. Мы сейчас согласовываем перечень документов, которые будут разрабатываться. Т.е. здесь все очевидно. Россия была, есть и всегда будет нашим крупнейшим соседом и партнером. Потому что так сложилось в истории. Но, безусловно, в этих отношениях мы будем, прежде всего, заботиться о своих национальных интересах. Это объективный подход, который иным быть не может.

Среди основных приоритетов особое внимание мы уделяем полноценной реализации потенциала экономического взаимодействия, что даст дополнительные импульсы экономическому росту в обоих государствах и повышению благосостояния наших граждан. И здесь я бы хотел обратить внимание, что в конце концов «не газом единым мы живем», у нас в экономической сфере есть еще более масштабный проект — я имею в виду создание зоны свободной торговли в полном объеме, без исключений.

Нет ничего чрезвычайного в том, что иногда по некоторым вопросам между нашими государствами возникают определенные противоречия. И свидетельством зрелости и цивилизованности нашего сотрудничества должна стать способность решать эти противоречия за столом переговоров, без излишнего ажиотажа и нагнетания страстей и с безоговорочным соблюдением законных прав и интересов друг друга. Мы надеемся, что наши российские партнеры разделяют нашу принципиальную позицию касательно необходимости избежания конфронтационных подходов к решению противоречивых вопросов и ориентировке наших общих усилий, в первую очередь, на те сферы и конкретные проекты экономического сотрудничества, которые уже в близкой и среднесрочной перспективе реально улучшат жизнь и украинцев, и россиян.

Хотел бы отметить, что с началом работы Украинско-российской межгосударственной комиссии, которую еще часто называют «Комиссией Ющенко—Путин», мы получили более мощный механизм двустороннего взаимодействия на межгосударственном уровне. В наиболее полном задействовании потенциальных возможностей этого нового инструментария мы видим надежный путь к урегулированию как застарелых вопросов, так и избежание возможной политизации двусторонних отношений на фоне решения внутриполитических вопросов.

— Достаточно ли для развития партнерских отношений с украинской стороны начать закупать газ по рыночным ценам? На какие шаги со своей стороны должна пойти Москва?

— Что касается шагов, на которые, согласно вашему вопросу, должна пойти Москва, то в первую очередь я бы хотел отметить, что чего- то нового не стоит придумывать, — в дальнейшем необходимо придерживаться духа и буквы Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, который еще часто называют Большим договором.

Сегодня отношения между Украиной и РФ переживают важный этап своего, если хотите, переформатирования, в результате чего наше сотрудничество становится более эффективным, прагматичным и прогнозированным, избавляется от излишней заидеологизованости. Пришло осознание новых реалий, укрепилось чувство того, что наши страны должны жить стабильно, в условиях демократии, должны быть интегрированы — в мировую экономику, мировую политику, систему общемировых ценностей, которые мы разделяем.

Представляется, что стратегический интерес демократической России должен состоять в сильной, процветающей Украине, надежном партнере и соседе в это непростое время. В равной мере и наше государство максимально заинтересовано в стабильной, демократической России. Именно исходя из этих постулатов мы намерены и в дальнейшем развивать конструктивный диалог ради сотрудничества с нашими российскими партнерами.

Наш алгоритм дальнейших действий четко определен: мы и далее последовательно будем вести диалог с Россией, неотступно следуя собственным внешнеполитическим приоритетам — европейской и евроатлантической интеграции.

О СИСТЕМНОСТИ И ЗАДАЧАХ НА БУДУЩЕЕ

— Кстати, в интервью «Дню» ваш предшественник Арсений Яценюк назвал одним из недостатков внешней политики Украины недостаток системности. Можно ли решить эту проблему теперь, когда создана демократическая коалиция?

— Действительно, минувший год в этом отношении был несколько сложным для нас. Потому что не было одного голоса во внешней политике Украины. Сегодня такой голос есть. Это для украинских дипломатов колоссальный, огромный подарок. Потому что когда страна говорит одним голосом, с ней общаются, к ней уважительно относятся, ее действительно уважают как предполагаемого партнера. Наличие сегодня такой возможности, действительно, является шансом уникальным, и я надеюсь, что дипломатия использует этот шанс на сто процентов.

— Какие первоочередные задачи, по-вашему, стоят перед украинскими дипломатами на следующий год или ближайшие годы?

— Внешнеполитические приоритеты Украины остаются неизменными и базируются на неуклонном отстаивании наших национальных интересов. Они включают европейскую и евроатлантическую интеграцию, активную региональную политику, прежде всего в Черноморском регионе, а также такие ключевые составляющие, как развитие равноправных и добрососедских отношений с Российской Федерацией и другими соседними странами, стратегическими партнерами — США и Польшей, обеспечение экономических интересов и энергетической независимости Украины. Нашими приоритетами, безусловно, остаются защита интересов украинских физических и юридических лиц за границей, поддержка украинцев, проживающих за границей, укрепление имиджа и авторитета Украины в мире, активное участие во многосторонних механизмах международного сотрудничества, мероприятиях по поддержке международного мира и безопасности.

Конечно, Украина как участник международного сообщества наций не может не реагировать на новые вызовы, стремительную эволюцию системы мирохозяйственных отношений, в связи с чем постоянно и неминуемо возникают новые задачи на нашей внешнеполитической повестке дня.

Мы не можем игнорировать значительный экономический, социокультурный потенциал стран Азии, Африки и Латинской Америки — именно поэтому мы сегодня обращаем наше внимание на эти регионы. Мы не можем закрывать глаза на обострение проблем терроризма, торговлю людьми, нелегальную миграцию — именно поэтому мы присоединяемся к глобальным усилиям в борьбе с терроризмом, в частности в ядерной сфере, и инициируем международные механизмы противодействия нелегальной миграции, в частности — в контексте создания единого реадмиссионного пространства по линии ЕС—Украина—страны-поставщики нелегальных мигрантов. Мы не можем не обращать внимание на угрожающее состояние окружающей среды в мире. Эта проблема непосредственно влияет на жизнь наших граждан и является национальным интересом. Именно поэтому Украина — среди подписантов Киотского протокола.

— Владимир Станиславович, удастся ли Украине в следующем году добиться признания в ООН Голодомора геноцидом украинского народа?

— У нас есть планы как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций. ООН находится среди наших ключевых целей, потому, безусловно, мы будем доносить эту правду до мировой общественности. Но не с целью обвинить кого-то, а чтобы дать информацию, чтить память и предотвратить такие вещи в будущем. Я очень благодарю газету, что она большое внимание уделяет этой святой для украинского народа теме. Вы столько сделали в этом плане. Я вам очень благодарен за то, что главный редактор «Дня» пани Ившина передала МИД в дар много материалов по этой тематике. Я хотел бы особенно пожелать, что это сотрудничество в этой особой теме продолжалось.




Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Богун, Киев, 29.12 02:24
Неевропейцу,
Если тебя и выпустили из российской дурки, то не затем, чтобы чушь на клавиатуре шлепать. Хотя, такое впечатление, что вас таких там большинство. Нация в явной деградации.

неевропеец, азиопа, 28.12 23:46
Украина, 28.12 23:19
Alex, Kharkov
НАТО - единственный блок коллективной безопасности. Украина не ядерная держава. Значит и обеспечить свою безопасность на должном уровне

Эй ты ,козёл безмозглый,смени ник.Подписывайся не украинец а ХОХОЛ,

Украина, 28.12 23:19
Alex, Kharkov
НАТО - единственный блок коллективной безопасности. Украина не ядерная держава. Значит и обеспечить свою безопасность на должном уровне не может. А Россия - ядерная держава, но создавать реальные блоки или союзы не собирается, потому как на это нужно выделять деньги - сам понимаешь, скорее подавятся. Поэтому нужно вступать в блок, где есть взаимная ответственность или обзаводиться ядерным оружием. В последнем случае, а также, если никуда не вступим, - нас ожидает международная изоляция. Поэтому, разговоры из России, что Украина идет в НАТО из враждебности к России или из-за денег - это, по меньшей мере, нечестно. А отказываться от блоковой безопасности ради чего? Ради высокомерного тона Москвы? Ради закрывающихся границ с Россией? Ради выстраиваемых Москвой экономических преград? Ради постоянных плевков в нашу сторону? Почитай интервью с Путиным - Россия сама не хочет ни с кем вступать в союзы. Ей даже брошенные ею русские не нужны - ведь это нагрузка на бюджет. Россия не понимает, что ядерный статус обязывает. Потому как если ты отказываешь другим в ядерном статусе - ты должен принять часть обязательств на себя, - хотя это и влечет расходы. Иначе - ядерный статус всем. Поэтому нужно принимать ту помощь, которую предлагают. А предлагает ее НАТО. От добра добра не ищут. Другой раз ведь не предложат. А Россия нам нынче не друг и даже не партнер. Терять нам, как говорится нечего.

Alex, Одесса, 28.12 22:18
Alex, Kharkov
«По всей видимости быть этой территории вечной резервацией...»

Ты прав дружище, поскорее съезжай отсюда в Воркуту или Чукотку, что тебе делать в этой резервации, там жизнь то получше будет.

Alex, Kharkov, 28.12 19:45
Огрызок, он и есть огрызок. За пеленой набора слов ни одной умной мысли. Проплаченный грантоед. По всей видимости быть этой территории вечной резервацией... Еще ни один из так называемых "политиков", вернее продажных политиканов, не ответил на простой вопрос "Зачем нам НАТОвская удавка?". Ответ может быть только один:"Так велит большой заокеанский друг". Но даже так отвентить не хватает духа.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Эксперт 
28.12.07
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий
 Президент 
28.12.07
Иванна Янина, Киев
 Миссия 
28.12.07

Экономика
 Инфляция 
28.12.07
 Сырье 
27.12.07
Алексей Садыков
 Рейдерство 
24.12.07
Николай Вавилов, Киев

Гуманитарная аура
 Поздравление 
28.12.07
 Вопросы 
27.12.07
Антон Васецкий
 Рейтинг 
27.12.07
Дмитрий Орлов, генеральный директор АПЭК , кандидат исторических наук; Ксения Писцова , директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК