РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:41
17:21
16:56
16:07
15:11
Политика
 Эксперт 
28 December 2007 г.
версия для печати
2007-й политический: шаг за шагом
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий

Кризисный и переломный 2007 й политический год вУкраине начался 12 января с преодолением президентского вето на Закон о Кабинете Министров. Именно принятие этого закона дало существенный толчок к обострению противостояния между Президентом, с одной стороны, и правительством и парламентской коалицией — с другой. Законодательное наступление на президентские полномочия сопровождалось демонстрацией намерений коалиции любым путем расширить свои ряды до 300 депутатов за счет переманивания депутатов из оппозиционных фракций, что в свою очередь разрушало фракционную структуру парламента и парламентскую оппозицию. Формат «сосуществования и конкуренции» между ветвями власти сменился форматом острой политической борьбы. Хрупкий баланс сил коалиция/оппозиция/президент очутился под угрозой.

В марте БЮТ и «Наша Украина» заключили соглашение о совместной деятельности и тем самым вышли на полный объединенный формат. После укрепления внутренних рядов следующим шагом объединенной оппозиции стало привлечение к своим инициативам президента. К концу марта коалиция во главе с Януковичем официально объявила о наступлении на оппозицию, что проявилось в количественном расширении парламентского большинства за счет оппозиционных депутатов. Стратегия «регионалов» была направлена на перехват и закрепление инициативы, оттеснение оппозиции на обочину и снятия угрозы досрочных выборов. Для этого регионалы начали работу по вербовке колеблющихся депутатов в коалиционные ряды. Это играло бы на ослабление и дезорганизацию оппозиционных БЮТ и НУ.

При этом ослабление оппозиции прямо влияло и на ослабление Президента. По сути, это стало открытым объявлением войны президенту и оппозиции, так как «проект 300» нивелировал инструмент президентского вето, и фактически делал Президента номинальной фигурой, поскольку лишал его хотя бы относительно стабильной поддержки в парламенте и блокирующего пакета в виде голосов оппозиции.

Всю последнюю неделю марта шли дискуссии о том, можно ли распустить парламент и на каком основании. В интернете даже появилась копия указа о роспуске, который стал так сказать виртуальной репетицией. Поворотным в политической повестке дня стало начало апреля — президент после консультаций с руководителями фракций подписал указ о роспуске парламента. Наиболее действенным ответом коалиции стало обращение в Конституционный суд. Возможность оспорить решение в суде перевела политический конфликт в плоскость юридических войн.

Спустя неделю-полторы после указа Президента стало очевидным, что коалиционные силы настроены в лучшем случае — полностью заблоки ровать тему досрочных выборов, в худшем — на максимальное затягивание и отсрочивание выборов. Для коалиции жизненно важным было выиграть время, для Президента — наоборот максимально ускорить процесс. Так появился второй указ президента о роспуске парламента от 26 апреля 2007 года.

Позиции внутри самой коалиции начали понемногу раскалываться. Если Партия регионов была в принципе готовой к тому, чтобы согласиться на досрочные выборы, то их коллеги по коалиции — социалисты и коммунисты заняли позицию непринятия указа президента. Уже на протяжении первых дней после 26 апреля стало понятным, что блокирует достижение компромисса между Януковичем и Ющенко Александр Мороз. Он в конъюнктуре кризиса стал наиболее последовательным и радикальным противником сценария досрочных выборов.

Поэтому неудивительно, что достигнутые в формате «двойки» Янукович—Ющенко договоренности от 4 мая о том, что досрочные выборы должны состояться, спровоцировали резкую реакцию спикера — он не признал их в качестве основы для выборов. Морозу постепенно удалось втянуть Януковича в свою игру. Премьер достаточно быстро денонсирует достигнутые с Ющенко договоренности и фактически становится на одну позицию со спикером. К третьей декаде мая стало ясно, что премьер и спикер попытаются нивелировать избирательный контекст, и попытаются навязать обществу и оппонентам новый контекст — конституционные изменения, еще в большей степени урезающие полномочия Президента. Но в итоге игра «в конституционные изменения» так и осталась игрой лишь Януковича и Мороза.

Двадцать четвертого мая стало очевидным, что деятельность Конституционного Суда окончательно заблокирована, причем «усилиями» двух сторон конфликта. Его и без того сомнительная легитимность (существенно подорванная серией коррупционных скандалов вокруг нескольких судей) окончательно исчерпалась. Переговорный процесс зашел в тупик, и основным стратегическим направлением стала Генеральная прокуратура.

Важность ГПУ состояла в том, что лишь она в условиях кризиса легитимности практически всех институтов власти и судебной системы, могла формально легитимировать радикальные шаги одной из сторон против оппонентов, придать им определенную законность и обоснованность.

Это, по сути, и стало отправной точкой к развитию «силового сценария» в Украине. Президент принимает решение об увольнении с поста Генпрокурора Пискуна, по формальной причине совмещения последним прокурорской должности с депутатским мандатом. И назначает исполняющим обязанности генпрокурора Шемчука. Оппоненты, естественно, не признали этого решения, что спровоцировало столкновения представителей силовых структур (Государственной службы охраны, лояльной к президенту и спецподразделений МВД, лояльного правительству) в здании ГПУ.

В этом смысле показательным является тот факт, что на протяжении нескольких недель все действия коалиционно-правительственных сил носили сознательно провокативный характер — необходимо было, чтобы именно президент сделал первый силовой шаг. Это дало бы им достаточно оснований для ряда ударов в ответ, апелляций к международному сообществу и своему электорату.

Президент же последовательно демонстрировал готовность к квазисиловому варианту развития событий. Об этом свидетельствуют кадровые и управленческие решения, которые принимал Виктор Ющенко в силовой сфере. Речь идет о назначении Александра Турчинова заместителем секретаря СНБО, увольнении генерального прокурора Пискуна, введении в состав СНБО председателей областных госадминистраций, переподчинении Внутренних войск МВД Президенту, приказе о передислокации к столице около 3,5 тысячи бойцов Внутренних войск и т.п. При этом Ющенко неоднократно давал понять, что имеет для успеха силового сценария как политическую волю, так и надлежащий силовой потенциал.

Кроме того, Президент практически на протяжении всего кризиса держал в рукаве козырный туз, использовать который имел возможность в любой момент — заседание СНБО, сама возможность проведения которого постоянно держала в напряжении правящую коалицию. Однако Президент не дал спровоцировать себя на радикальные шаги, и весь арсенал задействовался в большей степени как фактор психологического давления на оппонентов. В то же время, именно проправительственное МВД первым применило действия, которые могут трактоваться как силовые.

Все это происходило на фоне нагнетания правительством и коалицией информационного шума вокруг темы «силового сценария, который развертывается Ющенко». Это был пик противостояния, результатом которого стали продолжительные переговоры уже в формате тройки (Ющенко—Янукович—Мороз) и масштабные договоренности, которые включали в частности дату досрочных выборов (30 сентября) и законодательные пакеты, необходимые для их проведения.

В результате этих досрочных выборов в парламенте осталось по-прежнему пять политических сил, с той разницей, что партию экс-спикера Мороза сменил блок экс-спикера Литвина, но важнее то, что суммарный результат блоков НУ НС иБЮТ превысил суммарный результат остальных партий, что дало им возможность сформировать правящую коалицию самостоятельно.

Однако вокруг создания «демократической коалиции» в составе БЮТ и НУ НС неоднократно анонсированной спикерами обоих блоков во время избирательной кампании и после ее завершения, возникли проблемы. Часть фракции НУ НС заняла позицию, фактически приведшую к торможению создания коалиции. Демарш семи депутатов привел к тому, что в интригу вокруг кандидатуры спикера публично вмешался президент. Виктор Ющенко провел беседу с «неподписантами», после которой они поставили свои подписи под коалиционным соглашением. По инициативе Президента была предложена новая кандидатура от блока на пост спикера — Арсений Яценюк. Эта кандидатура стала итогом борьбы различных групп влияния в блоке НУ НС и, если шире, впрезидентском окружении, поскольку возникла необходимость в такой персоналии на спикерском посту, которая бы была способна, во-первых, проводить и отстаивать президентскую линию в парламенте, ограничивая амбиции и возможные покушения на президентские полномочия. Во-вторых, при столь небольшом преимуществе коалиции актуальной задачей для спикера становилось нахождение общего языка с парламентской оппозицией.

Голосования «на грани фола» за спикера и премьера показали, что с одной стороны, коалиция является дееспособной, с другой — лишний раз подтвердилась шаткость столь небольшого преимущества для проведения собственной законодательной политики.

Победа продемонстрировала наличие множества проблем не только с количественным, но и с качественным составом коалиции. Стало очевидным, что для ее успешной работы необходим более высокий уровень взаимопонимания и осознания общности интересов между политическими силами коалиции и внутри каждой из них, чем тот, который наблюдается в настоящее время.

Финальным аккордом интригующих событий уходящего года стало назначение секретарем СНБО Раисы Богатыревой — одного из ключевых людей из ушедшей в оппозицию Партии регионов. Это назначение можно считать не только интригой года, но и самой большой многоходовкой, которую пытаются разгадать политики, политологи и в разной мере политически ангажированные граждане. В интриге Богатыревой можно выделить две стороны вопроса: что стоит за этим назначение и чего ждать будущем.

Очевидно, что ведущую скрипку в этой интриге играет Президент. Ющенко не устраивает складывающаяся после досрочных парламентских выборов конфликтная структура в Верховной Раде, жесткое и фронтальное разделение на коалицию и оппозицию, что нивелируют устойчивость его позиций на парламентской площадке. Ведь, если посмотреть на демократическую коалицию, то реально влияние на нее оказывает Тимошенко, а если посмотреть на фракцию НУ НС, то с учетом внутрифракционных процессов во время премьериады, Ющенко опереться на «свой» блок уже не может в полной мере.

Как президенту Ющенко необходимо выстраивание сбалансированной политической системы, компромиссной системы власти, интеграции страны в единое целое. Изначально решить эти задачи могла реализация идеи широкой коалиции. Однако неудача на парламентской площадке дала импульс для поиска других мостов для компромисса. У президента уже не раз таким мостом выступал СНБО. Можно вспомнить Порошенко при премьере Тимошенко или Плюща при Януковиче. Таким образом, СНБО уже традиционно площадка для сдерживания премьера и выстраивания элитного баланса. Эта основная роль уготована и Богатыревой.

Назначение Раисы Богатыревой — прагматичный выбор для президентской команды. В структуры власти вошло умеренное крыло регионалов (Ахметов—Колесников— Богатырева), которое собственно всегда было за властный баланс. Одновременно это работает и на снижение оппозиционного потенциала более радикального крыла (Янукович—Азаров). Интеграция Богатыревой в СНБО сузит поле для маневра Януковича, в том числе с учетом его президентской перспективы. Конкурентом и субъектом оппонирования для Януковича и его оппозиционного правительства станет легитимное правительство Юлии Тимошенко, а в парламенте — демократическая коалиция. Президент же оказывается над схваткой и потому получает больше маневра.

Нельзя не рассматривать и тот срез, что Партия регионов также получает определенные бонусы от этого назначения. Во-первых, назначение стало определенной встряской для регионалов, вывело на повестку дня вопросы долгосрочной стратегии партии и перспектив ее лидера. И если решение руководства политсовета о настоятельной рекомендации Богатыревой отказать ся от предложения можно считать логичной реакцией партии, то тот факт, что оно не имело должного значения говорит о многом. И том, что в партии нет единства, и том, что Янукович теряет лидерские позиции. Для регионалов очень важно все же определится какие механизмы могут позволить им конвертировать свое электоральное влияние в реальную власть. Возможно, ответ кроется в консенсусе элит, и в этом вопросе Богатырева сможет сыграть не последнюю роль. На посту секретаря СНБО Богатырева получит прямой доступ к президенту, станет каналом связи между главой государства и бизнес- структурами, стоящими за Партией регионов, которым в конечном счете и предстоит решить главное свое уравнение: какое место занять в украинской политике и каким быть вкладу в строительство государства Украина.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Президент 
28.12.07
Иванна Янина, Киев
 Точка зрения 
28.12.07
Мыкола Сирук
 Миссия 
28.12.07

Экономика
 Инфляция 
28.12.07
 Сырье 
27.12.07
Алексей Садыков
 Рейдерство 
24.12.07
Николай Вавилов, Киев

Гуманитарная аура
 Поздравление 
28.12.07
 Вопросы 
27.12.07
Антон Васецкий
 Рейтинг 
27.12.07
Дмитрий Орлов, генеральный директор АПЭК , кандидат исторических наук; Ксения Писцова , директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК