Вадим
Карасев, директор Института глобальных стратегий
Кризисный
и переломный 2007 й политический год вУкраине начался 12 января с преодолением
президентского вето на Закон о Кабинете Министров. Именно принятие этого закона
дало существенный толчок к обострению противостояния между Президентом, с одной
стороны, и правительством и парламентской коалицией — с другой. Законодательное
наступление на президентские полномочия сопровождалось демонстрацией намерений
коалиции любым путем расширить свои ряды до 300 депутатов за счет переманивания
депутатов из оппозиционных фракций, что в свою очередь разрушало фракционную
структуру парламента и парламентскую оппозицию. Формат «сосуществования и
конкуренции» между ветвями власти сменился форматом острой политической борьбы.
Хрупкий баланс сил коалиция/оппозиция/президент очутился под угрозой.
В марте
БЮТ и «Наша Украина» заключили соглашение о совместной деятельности и тем самым
вышли на полный объединенный формат. После укрепления внутренних рядов
следующим шагом объединенной оппозиции стало привлечение к своим инициативам
президента. К концу марта коалиция во главе с Януковичем официально объявила о
наступлении на оппозицию, что проявилось в количественном расширении
парламентского большинства за счет оппозиционных депутатов. Стратегия
«регионалов» была направлена на перехват и закрепление инициативы, оттеснение
оппозиции на обочину и снятия угрозы досрочных выборов. Для этого регионалы
начали работу по вербовке колеблющихся депутатов в коалиционные ряды. Это
играло бы на ослабление и дезорганизацию оппозиционных БЮТ и НУ.
При этом
ослабление оппозиции прямо влияло и на ослабление Президента. По сути, это
стало открытым объявлением войны президенту и оппозиции, так как «проект 300»
нивелировал инструмент президентского вето, и фактически делал Президента
номинальной фигурой, поскольку лишал его хотя бы относительно стабильной
поддержки в парламенте и блокирующего пакета в виде голосов оппозиции.
Всю
последнюю неделю марта шли дискуссии о том, можно ли распустить парламент и на
каком основании. В интернете даже появилась копия указа о роспуске, который
стал так сказать виртуальной репетицией. Поворотным в политической повестке дня
стало начало апреля — президент после консультаций с руководителями фракций
подписал указ о роспуске парламента. Наиболее действенным ответом коалиции
стало обращение в Конституционный суд. Возможность оспорить решение в суде
перевела политический конфликт в плоскость юридических войн.
Спустя
неделю-полторы после указа Президента стало очевидным, что коалиционные силы
настроены в лучшем случае — полностью заблоки ровать тему досрочных выборов, в
худшем — на максимальное затягивание и отсрочивание выборов. Для коалиции
жизненно важным было выиграть время, для Президента — наоборот максимально
ускорить процесс. Так появился второй указ президента о роспуске парламента от
26 апреля 2007 года.
Позиции
внутри самой коалиции начали понемногу раскалываться. Если Партия регионов была
в принципе готовой к тому, чтобы согласиться на досрочные выборы, то их коллеги
по коалиции — социалисты и коммунисты заняли позицию непринятия указа
президента. Уже на протяжении первых дней после 26 апреля стало понятным, что
блокирует достижение компромисса между Януковичем и Ющенко Александр Мороз. Он
в конъюнктуре кризиса стал наиболее последовательным и радикальным противником
сценария досрочных выборов.
Поэтому
неудивительно, что достигнутые в формате «двойки» Янукович—Ющенко
договоренности от 4 мая о том, что досрочные выборы должны состояться,
спровоцировали резкую реакцию спикера — он не признал их в качестве основы для
выборов. Морозу постепенно удалось втянуть Януковича в свою игру. Премьер достаточно
быстро денонсирует достигнутые с Ющенко договоренности и фактически становится
на одну позицию со спикером. К третьей декаде мая стало ясно, что премьер и
спикер попытаются нивелировать избирательный контекст, и попытаются навязать
обществу и оппонентам новый контекст — конституционные изменения, еще в большей
степени урезающие полномочия Президента. Но в итоге игра «в конституционные
изменения» так и осталась игрой лишь Януковича и Мороза.
Двадцать
четвертого мая стало очевидным, что деятельность Конституционного Суда
окончательно заблокирована, причем «усилиями» двух сторон конфликта. Его и без
того сомнительная легитимность (существенно подорванная серией коррупционных
скандалов вокруг нескольких судей) окончательно исчерпалась. Переговорный процесс
зашел в тупик, и основным стратегическим направлением стала Генеральная
прокуратура.
Важность
ГПУ состояла в том, что лишь она в условиях кризиса легитимности практически
всех институтов власти и судебной системы, могла формально легитимировать радикальные
шаги одной из сторон против оппонентов, придать им определенную законность и
обоснованность.
Это, по
сути, и стало отправной точкой к развитию «силового сценария» в Украине.
Президент принимает решение об увольнении с поста Генпрокурора Пискуна, по
формальной причине совмещения последним прокурорской должности с депутатским
мандатом. И назначает исполняющим обязанности генпрокурора Шемчука. Оппоненты,
естественно, не признали этого решения, что спровоцировало столкновения
представителей силовых структур (Государственной службы охраны, лояльной к
президенту и спецподразделений МВД, лояльного правительству) в здании ГПУ.
В этом
смысле показательным является тот факт, что на протяжении нескольких недель все
действия коалиционно-правительственных сил носили сознательно провокативный
характер — необходимо было, чтобы именно президент сделал первый силовой шаг.
Это дало бы им достаточно оснований для ряда ударов в ответ, апелляций к
международному сообществу и своему электорату.
Президент
же последовательно демонстрировал готовность к квазисиловому варианту развития
событий. Об этом свидетельствуют кадровые и управленческие решения, которые
принимал Виктор Ющенко в силовой сфере. Речь идет о назначении Александра
Турчинова заместителем секретаря СНБО, увольнении генерального прокурора
Пискуна, введении в состав СНБО председателей областных госадминистраций,
переподчинении Внутренних войск МВД Президенту, приказе о передислокации к
столице около 3,5 тысячи бойцов Внутренних войск и т.п. При этом Ющенко неоднократно
давал понять, что имеет для успеха силового сценария как политическую волю, так
и надлежащий силовой потенциал.
Кроме
того, Президент практически на протяжении всего кризиса держал в рукаве
козырный туз, использовать который имел возможность в любой момент — заседание
СНБО, сама возможность проведения которого постоянно держала в напряжении
правящую коалицию. Однако Президент не дал спровоцировать себя на радикальные
шаги, и весь арсенал задействовался в большей степени как фактор психологического
давления на оппонентов. В то же время, именно проправительственное МВД первым
применило действия, которые могут трактоваться как силовые.
Все это
происходило на фоне нагнетания правительством и коалицией информационного шума
вокруг темы «силового сценария, который развертывается Ющенко». Это был пик
противостояния, результатом которого стали продолжительные переговоры уже в
формате тройки (Ющенко—Янукович—Мороз) и масштабные договоренности, которые
включали в частности дату досрочных выборов (30 сентября) и законодательные
пакеты, необходимые для их проведения.
В
результате этих досрочных выборов в парламенте осталось по-прежнему пять
политических сил, с той разницей, что партию экс-спикера Мороза сменил блок
экс-спикера Литвина, но важнее то, что суммарный результат блоков НУ НС иБЮТ
превысил суммарный результат остальных партий, что дало им возможность
сформировать правящую коалицию самостоятельно.
Однако
вокруг создания «демократической коалиции» в составе БЮТ и НУ НС неоднократно
анонсированной спикерами обоих блоков во время избирательной кампании и после
ее завершения, возникли проблемы. Часть фракции НУ НС заняла позицию,
фактически приведшую к торможению создания коалиции. Демарш семи депутатов
привел к тому, что в интригу вокруг кандидатуры спикера публично вмешался
президент. Виктор Ющенко провел беседу с «неподписантами», после которой они
поставили свои подписи под коалиционным соглашением. По инициативе Президента
была предложена новая кандидатура от блока на пост спикера — Арсений Яценюк. Эта
кандидатура стала итогом борьбы различных групп влияния в блоке НУ НС и, если
шире, впрезидентском окружении, поскольку возникла необходимость в такой
персоналии на спикерском посту, которая бы была способна, во-первых, проводить
и отстаивать президентскую линию в парламенте, ограничивая амбиции и возможные
покушения на президентские полномочия. Во-вторых, при столь небольшом
преимуществе коалиции актуальной задачей для спикера становилось нахождение
общего языка с парламентской оппозицией.
Голосования
«на грани фола» за спикера и премьера показали, что с одной стороны, коалиция
является дееспособной, с другой — лишний раз подтвердилась шаткость столь
небольшого преимущества для проведения собственной законодательной политики.
Победа
продемонстрировала наличие множества проблем не только с количественным, но и с
качественным составом коалиции. Стало очевидным, что для ее успешной работы
необходим более высокий уровень взаимопонимания и осознания общности интересов
между политическими силами коалиции и внутри каждой из них, чем тот, который
наблюдается в настоящее время.
Финальным
аккордом интригующих событий уходящего года стало назначение секретарем СНБО
Раисы Богатыревой — одного из ключевых людей из ушедшей в оппозицию Партии
регионов. Это назначение можно считать не только интригой года, но и самой
большой многоходовкой, которую пытаются разгадать политики, политологи и в
разной мере политически ангажированные граждане. В интриге Богатыревой можно
выделить две стороны вопроса: что стоит за этим назначение и чего ждать
будущем.
Очевидно,
что ведущую скрипку в этой интриге играет Президент. Ющенко не устраивает
складывающаяся после досрочных парламентских выборов конфликтная структура в
Верховной Раде, жесткое и фронтальное разделение на коалицию и оппозицию, что
нивелируют устойчивость его позиций на парламентской площадке. Ведь, если
посмотреть на демократическую коалицию, то реально влияние на нее оказывает
Тимошенко, а если посмотреть на фракцию НУ НС, то с учетом внутрифракционных
процессов во время премьериады, Ющенко опереться на «свой» блок уже не может в
полной мере.
Как
президенту Ющенко необходимо выстраивание сбалансированной политической
системы, компромиссной системы власти, интеграции страны в единое целое.
Изначально решить эти задачи могла реализация идеи широкой коалиции. Однако
неудача на парламентской площадке дала импульс для поиска других мостов для
компромисса. У президента уже не раз таким мостом выступал СНБО. Можно
вспомнить Порошенко при премьере Тимошенко или Плюща при Януковиче. Таким
образом, СНБО уже традиционно площадка для сдерживания премьера и выстраивания
элитного баланса. Эта основная роль уготована и Богатыревой.
Назначение
Раисы Богатыревой — прагматичный выбор для президентской команды. В структуры
власти вошло умеренное крыло регионалов (Ахметов—Колесников— Богатырева),
которое собственно всегда было за властный баланс. Одновременно это работает и
на снижение оппозиционного потенциала более радикального крыла
(Янукович—Азаров). Интеграция Богатыревой в СНБО сузит поле для маневра
Януковича, в том числе с учетом его президентской перспективы. Конкурентом и
субъектом оппонирования для Януковича и его оппозиционного правительства станет
легитимное правительство Юлии Тимошенко, а в парламенте — демократическая
коалиция. Президент же оказывается над схваткой и потому получает больше
маневра.
Нельзя не
рассматривать и тот срез, что Партия регионов также получает определенные
бонусы от этого назначения. Во-первых, назначение стало определенной встряской
для регионалов, вывело на повестку дня вопросы долгосрочной стратегии партии и
перспектив ее лидера. И если решение руководства политсовета о настоятельной
рекомендации Богатыревой отказать ся от предложения можно считать логичной
реакцией партии, то тот факт, что оно не имело должного значения говорит о
многом. И том, что в партии нет единства, и том, что Янукович теряет лидерские
позиции. Для регионалов очень важно все же определится какие механизмы могут
позволить им конвертировать свое электоральное влияние в реальную власть.
Возможно, ответ кроется в консенсусе элит, и в этом вопросе Богатырева сможет
сыграть не последнюю роль. На посту секретаря СНБО Богатырева получит прямой
доступ к президенту, станет каналом связи между главой государства и бизнес-
структурами, стоящими за Партией регионов, которым в конечном счете и предстоит
решить главное свое уравнение: какое место занять в украинской политике и каким
быть вкладу в строительство государства Украина.