РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:52
17:18
16:07
15:53
13:33
Концептуально
 Демократия 
27 April 2007 г.
версия для печати
Цензура - верный страж благоденствия
Если она не глупа и не жеманна

Валентин Толстых, доктор философских наук, президент клуба «Свободное слово»

В разговоре о демократии не обойти вопрос о цензуре, как теперь выяснилось, не таком уж ясном и однозначном, как мы полагали еще недавно. То, что в просторечии люди называют теперь «вседозволенностью» и «беспределом», характеризует реальное общественное состояние страны. Таковы «народовластное» восприятие и оценка захлестнувшей нас всех в 1990-х годах стихии и хаоса нецивилизованности, выбросов низкой культуры. При Ельцине - в полный рост; при Путине - в несколько упорядоченном и внешне пристойном виде, но столь же недостойном для страны великой культуры. Знаю, что суждение мое не понравится, но, что поделаешь, таков сам мир насилия, небезопасности и безнаказанности, в котором мы обитаем, считая, что живем.

Тому, кто однажды понял, что абсолютной свободы нет и быть не может, эта мысль не покажется кощунственной и антидемократичной. Напротив, она абсолютно здравая, вполне отвечает нашим представлениям о несовершенстве человека и в божественном, и в светском понимании. И, стало быть, незачем верить и доверять всем, «без разбору», сетованиям и всхлипам по поводу якобы давно изживших себя традиций, догм и запретов. Как и старой песне-погудке, что культура и прогресс предполагают полную, ничем не ограниченную свободу людского самовыражения. В принципе это так, но о содержании свободы каждый раз приходится договариваться. Скажем, о том, будем ли мы то, что еще недавно писали и изображали на заборах и в отхожих местах, теперь вполне легально представлять и показывать на театральной сцене, страницах книг и журналов, экране кино и телевидения. Вот тогда все будет демократично, а не так своевольно, анархично и по-хулигански свински, как сейчас. И не нужны будут никакие дяди и тети, которые по своему усмотрению решают, что можно и что нельзя, как было в прежние времена.

Я за свободу своего выбора и мнения, которое ценю не меньше, чем любой «записной» демократ, и не хотел бы, чтобы какие-то дяди и тети решали за меня, что мне должно быть интересно, важно и нужно. Причем везде - и в политике, и на рынке, и в искусстве. Но в вопросе о моих свободах и правах я больше доверяю умному «традиционалисту» Гоголю, чем глупым либералам, догматикам и талмудистам от демократии. Николай Васильевич знал и понимал, что «чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними; иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят». Это относится и к такой общей истине, как свобода, которую наши псевдодемократы так истрепали и измытарили, что на ней живого места не найдешь. Как, например, в «деле о цензуре», где за истину выдают элементарную безграмотность, вкупе с пиаровскими приемчиками по перевертыванию смысла. Нисколько не боясь прослыть заскорузлым мещанином и ханжой, попробую объяснить, почему и в каком смысле я считаю ограничения и запреты вполне цивилизованными и демократичными способами функционирования всех сфер и видов человеческой деятельности. Всех - без единого исключения! И готов показать и доказать, что попытки оправдать появление «отходов вседозволенности» ничего общего с защитой свободы культуры или личности творца и потребителя не имеют. Что все эти разговоры и протесты - безответственная, но очень прибыльная болтовня дельцов от культуры и обслуживающих их идеологов.

Без сомнения, цензура нужна. Но какая? Не та партийно-политическая цензура назначенцев-чиновников, которая разрешала и запрещала все, что подпадало, по их разумению, под контрреволюцию или антисоветизм, изматывала людей науки и культуры мелочными придирками и далеко не всегда умными советами. Я имею в виду цензуру высшего ранга и порядка, способную различать и отделять вопрос гражданский от вопроса политического, научного, эстетического или нравственного. Не запрещать творения пошлого вкуса и скудоумного содержания, наделяя их таким способом соблазном «запретного плода», а беспощадно раскрывать и обличать их несовместимость с нормами научного мышления, поэзии и искусства, национальными традициями и обычаями. Имеется в виду критика и разумные претензии тройственного союза Культуры, Общественной морали и Права.

Известно, что ни одна сфера и форма человеческой жизнедеятельности не обходятся без норм, правил и исключений из них. Но, видимо, не все политики, общественные деятели и мастера культуры знают о том, что человеческая культура, нравственность и когда-то возникшее естественное право начинали свою деятельность не с разрешений, а с ограничений и запретов, с табу. И это считалось прогрессом, а не регрессом развития человеческого рода и становления человечности как знака его качества. Конкретно - с запрета людоедства, сначала распространяемого только на своих соплеменников, а потом и на чужаков; запрета инцеста, кровосмесительства, половых отношений между ближайшими родственниками; выработки и жесткого соблюдения многих норм и правил поведения, нарушение которых осуждалось религией или общественным мнением, а то и каралось, и т.д.

Кажется, все так очевидно: рядом с культурой возникает антикультура, рядом с добром - зло во всем своем многообразии, мораль противостоит аморализму и безнравственности, а законы и правила общежития то и дело попираются беззаконием и подменяются «понятиями». Человечество не может существовать и развиваться нормально, не защищая наработанных всей его историей устоявшихся норм культурного, морального и правового общежития. И не только вправе, просто обязано противостоять натиску и экспансии этой троицы - антикультуры, антиморали и антиправа. Какими средствами? Средствами культурной самооценки, морального осуждения или самоограничения и правового противостояния произволу и вседозволенности, которые не считаются с исторически сложившимися традициями, обычаями и ценностями либо нагло их попирают.

Человечество испокон веков так или иначе решало школьную дилемму: что такое хорошо и что такое плохо. Когда требовалось, прибегало к запретам, чтобы оградить себя от зла и порчи, как оно их понимало и толковало в то или иное время, в соответствии с принципами своей веры и представлениями о порядке и непорядке. Ближе к нашим временам подошло к уяснению той важной истины, что нет свободы без ответственности и прав человека - без обязанностей. Мы же, нынешние, вкусив свободы, поняли ее как право жить, отказываясь от норм культуры, внушаемых с детства, от абсолютов великих моралистов, пренебрегая пусть несовершенными, но принятыми самим обществом законами. Так, под флагом ложно понятых свободы и прав человека, без удержу и стеснительных рамок мы, бывшие советские, переименованные в россиян, пытаемся возродить и приобщиться к демократическим ценностям, двигаясь по дороге морального одичания и духовного саморазрушения. На что надеемся?

Хочу быть правильно понятым и потому сошлюсь на авторитет Пушкина, пожалуй, самого свободно и здравомыслящего человека в России той поры. О цензуре он высказался определенно и ясно: «Цензура есть установление благодетельное, а не притеснительное; она есть верный страж благоденствия частного и государственного, а не докучливая нянька, следующая по пятам шаловливых ребят». Отмечая в цензуре сочетание здравого ума с чувством приличия, Александр Сергеевич был уверен в том, что ни один разумный отец семейства не даст в руки своим детям многих даже дозволенных цензурой книг, тем более неприличных. Пушкину не нравилась глупая и жеманная цензура, вроде требования к поэту поменять «небесные» глаза на «голубые», или запрет писать о водке, дабы не потворствовать прославлению пьянства.

Цензура нужна и в сверхдемократическом обществе, где ее смысл и назначение состоит не в стеснении свободы, а в обеспечении культуры и цивилизованности самовыражения личных и общественных чувств и волеизъявлений. Воспринимая и толкуя свободу как вседозволенность, не стесненную никакими культурными и нравственными сомнениями и ограничениями, мы позволяем себе и другим обнажать и демонстрировать публично то, что в цивилизованном обществе принято, если не скрывать, то ограничиваться намеком или метафорой. Предполагается, что не только «избранные» знают ненормативную лексику (Пушкин, кстати, владел ею виртуозно), которой иногда пользуются в стрессовых или очень интимных ситуациях (не говоря уже о тех, для кого она «мать родная» и основное средство в передаче своих лучших мыслей и чувств). Я лично знал людей, причем очень известных, кто остроумно, мастерски встраивал в свою речь нехорошие слова и выражения, вызывавшие только улыбку. Но это не основание для автора пьесы, режиссера и актера столичного театра выставить персонаж на авансцене, чтобы он произнес пятиминутный матерный монолог, выражая таким способом нахлынувшие на него гражданские и глубоко личные чувства. Или тут какое-то новое понимание завещанной Станиславским и Немировичем-Данченко идеи «общедоступного театра», до которого я еще не дорос?! Странно и то, что суть и цена вопроса о цензуре нами рассматриваются лишь в политическом и идеологическом ракурсе, безотносительно к ее социокультурной функции и собственно человеческому смыслу.

Судя по всему, цензура в вышеозначенном смысле нам не грозит, и настоящей преграды на пути ныне все сокрушающего вала пошлости, скудоумия и просто глупости соорудить еще долго не удастся. Для этого нужна элита, способная и готовая защитить, отстоять принципы и нормы культуры-морали-права, доставшиеся нам по наследству. А таковой как раз-то и нет. Как верно замечено, наша достославная интеллигенция потерпела в 1990-е годы сокрушительное поражение на поприще культуры, и «счет пошел на единицы», что с грустью и сожалением незадолго до своей кончины зафиксировал настоящий русский интеллигент - Сергей Сергеевич Аверинцев.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Пофигист, 27.04 22:12
Oh, yes!









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Кардинал 
04.05.07
Татьяна Даррида, Киев
 Персона 
04.05.07
 Лабиринт 
04.05.07
Георгий Степанов

Экономика
 Флот 
04.05.07
Владимир Щербаков
 Перестановки 
02.05.07
Ирина Резник
 ВТО 
27.04.07
Олекса Богуш

Гуманитарная аура
 Вигадка 
03.05.07
 ЗМІ  
03.05.07
Роман Гончаренко
 Анонс 
25.04.07