РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:24
16:45
15:26
14:41
13:58
Концептуально
 Концепция 
24 March 2006 г.
версия для печати
Концепция взаимоотношений между Российской Федерацией и Украиной в межпарламентской сфере

Гуляй-Поле знакомит читателей с Концепцией взаимоотношений между Российской Федерацией и Украиной в межпарламентской сфере, подготовленной Центром проблем интеграции, Института экономики, Российской академией наук (Продолжение. Начало см. на Гуляй-Поле от 13.03.06г., 14.03.06г., 16.03.06г., 20.03.06г.)

2) Защита интересов российского бизнеса в Приднестровье

Лидерство России в урегулировании  конфликта на протяжении длительного периода времени обусловило высокую степень ее экономического взаимодействия с Приднестровьем. Так, на территории непризнанной ПМР работают российские бизнес-структуры, де-факто используется российский рубль. Экономическое присутствие России  в регионе обеспечивает как упрочение ее позиции, так и необходимость защиты вновь появившихся интересов, особенно интересов легального российского бизнеса. Вместе с тем, российская позиция должна в определенной степени учитывать интересы Молдовы и Украины, которые имеют в регионе свои обоснованные экономические интересы.

В настоящий момент в ПМР работает более десятка предприятий с российским капиталом. Важным шагом в целях защиты их интересов видится открытие представительства Торгово-промышленой палаты РФ в Приднестровье.

Российский бизнес является главным инвестором в экономику Приднестровья, и создание условий для стабильной работы отвечает его интересам. Именно предприятия с российским участием в значительной степени страдают от блокадных мер Молдовы, направленных на подавление сепаратизма. В этой связи скорейшее урегулирование конфликта в Приднестровье и отказ, от каких бы то ни было экономических санкций со стороны Молдовы, безусловно, выгодны России. В то же время, соглашение об урегулировании должно включать гарантии неприкосновенности собственности и обеспечения нормальных условий работы для приднестровских предприятий.

Так, уже около двух лет в ПМР продолжается приватизация, в ходе которой было продано 35 крупных объектов собственности, ряд предприятий перешел под контроль российского бизнеса. Российский бизнес контролирует бендерский завод Прибор, тираспольский Молдавизолит, бендерский кабельный завод Молдавкабель, обувную фабрику Тигина. Крупный объект, обеспечивающий России геополитические и экономические выгоды Молдавская ГРЭС на берегу Кучурганского лимана был куплен в начале 2005 г. группой РАО ЕЭС России через свои структуры: RAO Nordic и ЗАО Интер РАО ЕЭС.

В то же время, по мнению молдавской стороны, приватизация в ПМР осуществлялась незаконно. В этой связи требуется четкое разграничение объектов собственности с точки зрения законности их приобретения.

Россия как государство должна в своей позиции основываться на нормах международного права и обеспечивать защиту российских инвестиций в Приднестровье, законность приобретения которых будет доказана.

5. Взаимодействие России и Украины в социально-культурной сфере

5.1. Единое культурно-историческое и информационное пространство

А. Цели и задачи России

Российская Федерация и Украина, составлявшие на протяжении нескольких столетий единое государство, объективно имеют общую культурную среду, а при наличии современных технологий массовых коммуникаций находятся в едином информационном пространстве. Общность истории и культуры наших государств является не только важнейшим историческим достоянием России и Украины, но и служит залогом добрососедских отношений между ними.

Поддержка развития русской культуры на Украине должна быть неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации и найти свое отражение в соответствующих федеральных программах. Государственная Дума вместе с Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными ведомствами могут и должны предложить план действий в этой сфере. При этом указанные меры не только не исключают, но предполагают налаживание русско-украинского культурного обмена, диалога творческой интеллигенции, реализацию совместных культурных и информационных проектов.

Б. Инструменты реализации российских интересов.

Комплекс задач, стоящих перед Россией в сфере сохранения единого культурно-исторического и информационного пространства с Украиной, не может быть решен исключительно усилиями органов государственной власти Российской Федерации. В реализации государственной политики на данном направлении необходимо подлинное государственно-частное партнерство, при котором власть в лице Государственной Думы, Министерства иностранных дел, Министерства культуры и массовых коммуникаций, федеральных служб и агентств выступает в роли организатора и координатора соответствующих программ, а значительную часть работы выполняют государственные и частные компании - субъекты торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной.

Задачам сохранения исторического наследия наших народов должна отвечать комплексная программа Киевская Русь, предполагающая охрану памятников истории и архитектуры, финансирование музеев. Помощь в развитии русской культуры может быть оказана в рамках Гоголевской программы, предусматривающей поддержку русских культурных центров и театров в Украине. Одновременно следует оказывать содействие проведению форумов и реализации совместных проектов деятелей российской и украинской культуры.

В развитии культурного сотрудничества Украины и России важную роль должно играть содействие сохранению общего культурно-исторического наследия, восходящего к периоду Киевской Руси до обособления русского и украинского народов, а также периоду общей государственности. Особое значение имеет вопрос о духовных связях двух народов.

В качестве примера упомянем архитектурные памятники Ростова Великого (Ярославская обл.), связанные с жизнью св. Дмитрия Ростовского одного из выдающихся деятелей православной церкви, получившего духовное образование в Киеве и сыгравшего важную роль в распространении европейской образованности и формировании современной структуры православия. В настоящее время большая часть памятников города находится в критическом состоянии. В сложившейся ситуации целесообразно привлечь к реставрации памятников как российскую, так и украинскую стороны путем формирования попечительского совета, контролирующего ход разработки комплексной программы развития культурной и туристической инфраструктуры города и проведения восстановительных работ.

Еще один пример возможных совместных российско-украинских культурных проектов восстановление музея-театра А.П.Чехова в Ялте, здание которого построено в 1898 г. В ходе переговоров группы инвесторов с руководством Автономной республики Крым было предложено реализовать крупный проект, в рамках которого внутри театра должны быть созданы три театральные площадки, проведена реконструкция концертного зала Юбилейный и застройка участка 0,75 га, где должна быть возведена гостиница для театральных коллективов. Проект был полностью одобрен властями Крыма. Общая стоимость восстановительных работ по нему - 10-12 млн. долл. Инвестором по проекту выступает Национальный резервный банк через созданное им, городом Ялта и Союзом Театральных Деятелей Российской Федерации ООО Ялтинский театр им. А.П. Чехова. Тем не менее, реализация проекта сталкивается с многочисленными проблемами.

Российский бизнес сегодня активно осуществляет меценатскую деятельность на Украине, способствующую сохранению общего культурного пространства. Например, на средства российского бизнеса строится православный храм в селе Малореченское под Алуштой первая новая церковь, выстроенная в Крыму в последнее время.

Важную роль в диалоге между нашими народами играют средства массовой информации. Поэтому Россия должна поддерживать соответствующие задачам укрепления дружеских отношений российские медиа-проекты, ориентированные на аудиторию в Украине (в том числе в сети Интернет), а также способствовать совместным российско-украинским предприятиям в сфере средств массовой информации.

Наконец, целесообразным является осуществление поддержки функционирующих на Украине организаций соотечественников, их культурных и просветительских программ. Сразу же необходимо оговориться, что указанная поддержка не должна принимать формы, вызывающие обеспокоенность официальных властей Украины (в частности, носить характер агрессивных нападок на украинскую культуру и политику) и национальных меньшинств, проживающих на Украине. Последнее, в частности, относится к Крыму, где очень остро встает вопрос о взаимодействии трех типов культур: украинской, русской и крымско-татарской. Несмотря на то, что русское население составляет более половины населения Крыма, там была выбрана национальная политика, направленная на поддержание разнообразия культур. Тем не менее, в Крыму существует множество проблем, связанных не столько с отношениями православных русской и украинской культур, сколько с отношениями между православием и исламом, то есть между русскими и украинцами, с одной стороны, и крымскими татарами, с другой. Однако, как отмечают многие специалисты, здесь на первый план выступают не межконфессиональные, а политические вопросы. В частности, речь идет о настойчивых попытках крымских татар создать в Крыму территориально-национальную автономию (в 1991 г. была даже принята Декларация о суверенитете крымско-татарского народа). Пока эти попытки, впрочем, как и старания официального Киева по нейтрализации данной проблемы, успеха не имеют (население Украины отрицательно относится к этой идее, а около 50 тыс.  жителей Крыма даже составили послание В. Ющенко о недопустимости создания на полуострове национального государства).

По вышеизложенным причинам необходимо, как уже было сказано, избирать неагрессивные методы поддержки русской культуры и языка через государственные и неправительственные программы и различные организации.

На сегодняшний день на Украине зарегистрировано 35 русских организаций, из которых следующие имеют всеукраинский статус: Украинское общество русской культуры Русь, Русский совет Украины, Русское движение Украины, Конгресс русских общин Украины, Русская община Украины, Русское собрание. Вне организационных рамок русских культурно-просветительских объединений осуществляет свою деятельность Фонд поддержки русской культуры, созданный в 1997 г. В 2004 г. создано постоянное совещание организаций российских соотечественников на Украине, в задачу которого входит координация и обмен информацией. Указанными организациями реализуется целый ряд культурных инициатив, в частности: печатные и интернет-издания, выпуск научной и популярной литературы, проведение конференций и др. Например, Русский совет и представительство Росзарубежцентра при поддержке Посольства России начали реализацию совместного издательского проекта История Украины в исторических исследованиях, документах и воспоминаниях современников, в рамках которого уже издана монография Н.И. Костомарова Богдан Хмельницкий. В то же время на сегодняшний день влияние большинства этих организаций ограничено.

Мировой опыт (например, деятельности Института им. Гете, Американского совета, Британского совета, Института Сервантеса и др.) показывает, что поддержка языка и культуры может реализовываться через специальные просветительские, культурные и образовательные проекты, инициируемые при поддержке государственных органов. В России данную роль может играть Росзарубежцентр. Базовым учреждением для работы с соотечественниками должен стать Российский центр науки и культуры в Киеве, через который предполагается  координация всех российских программ гуманитарной помощи культурно-образовательного направления.

В задачу Государственной Думы РФ входит формирование необходимой правовой базы для функционирования подобных программ, а также контроль за финансированием программ при формировании государственного бюджета и разработка правовых механизмов стимулирования инвестиций частного бизнеса в развитие общего культурного пространства.

5.2. Вопросы защиты русского языка на Украине

А. Цели и задачи России.

Широкое распространение русского языка среди украинцев (при наличии значительной по численности около 17 % - доли русского населения) является важным фактором в процессе строительства независимого украинского государства. При этом в целом ряде регионов Украины русский язык как средство повседневного общения граждан доминирует. Кроме того, русский язык играет важную роль в объединении двух наших народов, содействует интеграционным процессам.

В настоящее время роль русского языка как языка общения и образования на Украине все еще остается значительной. Русский язык считает родным почти 30% населения республики; знание русского языка (как минимум, на уровне обыденной лексики) является практически всеобщим. Половина населения использует русский как преимущественный язык общения в обыденной жизни. Однако в последние годы проявились некоторые тенденции в положении русскоязычного населения, которые не могут не тревожить Государственную Думу Российской Федерации. К ним относятся:

1) Уменьшение масштабов преподавания на русском языке: по данным Государственного комитета статистики Украины, в 1998/99 году доля школ с русским языком обучения составляла 22,4%, а в 2002/03 гг. - 8,2%. В Киеве в 2001 г. насчитывалось 18 русских школ, к настоящему времени функционируют только 6. В Киевской, Винницкой, Ивано-Франковской, Ровенской, Тернопольской областях школы с русским языком обучения отсутствуют. Доля детей, обучающихся на русском языке, снизилась за 13 лет независимости с 54% до 24%, в том числе менее 3% - в центре и на западе страны.

Ни в одном украинском ВУЗе русский язык не является официальным языком обучения. За счет наличия в республике филиалов российских ВУЗов 16% студентов высших учебных заведений I-II уровня аккредитации и 19% студентов ВУЗов III-IV уровней аккредитации получает образование на русском языке. В Харьковской, Одесской, Луганской, Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областях процент русскоязычных студентов ниже, чем доля русскоязычных граждан или даже этнических русских.

При этом значительная часть (до 1/3) русскоязычных школ в реальности представляет собой смешанные школы (школы с русскими классами), в которых роль русского языка является меньшей.

На Украине зарегистрировано 13 филиалов российских ВУЗов, из которых только 3 (Черноморский филиал МГУ в Севастополе, Украинско-российский институт Московского государственного открытого университета в Чернигове и Крымский филиал Новороссийской государственной морской академии в Севастополе) реально осуществляют образовательный процесс.

Деятельность российских институтов даже в Крыму связана с многочисленными организационными проблемами. В частности, имеются большие проблемы, связанные с легализацией ВУЗов, недостаточной документарной базой, не всегда должным образом оформлена субаренда помещений. Имеются претензии и к качеству образования. Практически отсутствует реклама ВУЗов.

2) Периодически вводимые украинской стороной на общегосударственном и региональном уровнях ограничения на трансляцию теле- и радиовещания, других электронных и печатных СМИ на русском языке.

3) Ослабление контактов между русским литературоведением на Украине и в России.

4) Реальное невыполнение руководством Украины Европейской Хартии региональных языков и языков национальных меньшинств.

Показательным примером является переход с 24 мая 2005 г. пресс-службы правительства Крыма на украинский язык и отказ от рассылки сообщений на русском языке, формально объясняя это тем, что на Украине есть государственный язык. Все министерства крымского Совета министров также перешли на украинский язык делопроизводства, несмотря на то, что русский язык официально признан языком общения большинства (ст. 10 конституции АРК). Этот шаг ведет к негативным последствиям и для русскоязычного населения, и для отдыхающих российских граждан, и для российских инвесторов, работающих в республике.

Русский язык в Крыму является одним из базовых предметов в школах, наряду с украинским как государственным и  крымско-татарским. В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки АРК (утв. Постановлением Совета министров от 27 апреля 2004 г.) Министерство образования и науки обеспечивает в пределах своих полномочий выполнение актов законодательства по всестороннему развитию и функционированию украинского языка как государственного и языков национальных меньшинств, создает условия для развития национального образования, в том числе образования национальных меньшинств, внедряет в практику образовательные и научные программы возрождения и развития национальной культуры, национальных традиций украинского народа и национальных меньшинств Украины, а также проводит работу по подготовке к изданию учебников, учебно-методической и справочной литературы для обеспечения изучения родных языков и обучения на них. Однако, в августе 2005 г. было объявлено о переходе на украинский язык обучения в более чем 15 школах Крыма. 

Россия заинтересована в развитии и сохранении русского языка как средства коммуникации и образования на Украине. В частности, русский язык является ключевым элементом социальной интеграции, которая, как уже было сказано выше, играет значительную роль в экономической интеграции. Помимо этого, важной задачей является поддержка русскоязычного населения страны.

Б. Инструменты реализации российских интересов.

Государственная Дума на уровне межпарламентских контактов по связям с Верховной Радой Украины могла бы поставить вопросы об ущемлении интересов русскоязычных граждан Украины в каждом конкретном случае. Особенно актуален в этом отношении пример Крыма. 

Украина в современной ситуации не готова самостоятельно финансировать развитие образования на русском языке в республике, особенно учитывая финансовые проблемы, а именно: дефицит государственного бюджета. В связи с этим данную задачу должна взять на себя Россия, как на государственном уровне, так и на уровне бизнеса.

Заявления официальных лиц Украины свидетельствуют о том, что они понимают значимость существующей проблемы. По словам секретаря СНБ Украины П. Порошенко, Правительство Украины планирует остановить процесс закрытия русских школ. По его словам, мы займемся тем, чтобы русскоязычные граждане Украины имели свой телевизионный канал, свои радиостанции, а в вузах были восстановлены группы с русским языком обучения, - завил он. - Это будет сделано для того, чтобы не дать в дальнейшем кому-либо в очередной раз разыграть карту языка, как было в 1994-м, 1999-м, и как попробовали это сделать в 2004 году.

В ходе предвыборной кампании Президент страны В. Ющенко многократно высказывался по вопросам использования русского языка. 18 ноября, на встрече с избирателями, он отмечал: Задачей моей политики является забота о том, чтобы миллионы русскоязычных граждан в Украине могли чувствовать себя в плане языка, образования и телевидения как дома. В декабре 2004 г. прозвучали слова о том, что сейчас вопросы об использовании русского языка должны решать местные органы власти и местного самоуправления. В частности, согласно действующему законодательству, они могут использовать русский язык или другие языки в официальном делопроизводстве на территориях, где большинство граждан разговаривает на этом языке.

В мае 2005 г. В. Ющенко признал, что на русском в Украине общаются миллионы людей, и государство сделает все для обеспечения их права говорить и развивать свой язык. По его словам, государство несет полную ответственность за то, чтобы развитие русского языка было соответственным и обеспечивало этим русскоязычным людям комфорт. Мы должны знать украинский язык, потому что это государственный язык. Но мы понимаем, что рядом с нами есть стратегический партнер  Россия. Мы должны знать и русский язык. В здоровой нации никогда не возникает вопроса, какой язык развивать. Русский язык на Украине не испытает ни одного притеснения на любом уровне.

Еще перед первым туром президентских выборов В. Ющенко обнародовал проекты своих первых президентских указов, одним из которых был О защите прав граждан на использование русского языка и языков других национальностей Украины. В проекте указа предполагалось, что чиновники должны общаться с гражданами на родном для них языке. Госслужащие должны будут проходить аттестацию на знание как государственного украинского, так и языков национальностей, которые компактно проживают на той территории, где работает конкретный чиновник. Все госслужащие обязаны свободно владеть русским языком. Соответствующий указ Президента Украины до сих пор не принят.

В целях поддержки образования на русском языке на Украине необходимо разработать программу Русская школа, предусматривающую адресную поддержку уже существующих и создание новых средних школ и высших учебных заведений, содействие становлению сообщества преподавателей русского языка и литературы на Украине.

Необходимо привлечь российский и украинский бизнес к поддержке русской школы и русского высшего образования на Украине, в том числе путем косвенного материального стимулирования, которое, в свою очередь, должно быть построено таким образом, чтобы повышать заинтересованность в развитии экономических взаимосвязей (например, льготные таможенные и налоговые режимы). Напомним, что подобный проект предполагалось реализовать в Латвии в середине 1990-х годов с участием латвийских бизнесменов русского происхождения. По всей видимости, его реализация в тот момент позволила бы как избежать современной социальной напряженности в Латвии, с неизбежностью ведущей к росту осложнений в отношениях России с ЕС и балтийскими государствами, так и более тесно привязать экономику балтийских стран к экономике России. Важно не упустить аналогичные возможности в отношении Украины.

Как и в случае поддержки институтов общего культурного пространства, важную роль должно играть содействие украинским ассоциациям в сфере изучения русского языка и литературы. На сегодняшний день наиболее важной ассоциацией этого типа является Украинская ассоциация преподавателей русского языка и литературы. В 2004 г. на Украине учреждена негосударственная образовательная организация Украинская академия русистики, в задачи которой входит проведение научных исследований, координация научных и учебных программ по проблемам русской истории, культуры, образования, языка, соотечественников и др. В рамках проекта создан также Русский издательский дом, в задачи которого входит выпуск русскоязычной литературы и учебников для русских школ. В 2004 г. появился Совет директоров школ Украины с углубленным изучением русского языка, литературы, культуры.

Помимо собственно украинских организаций и учреждений, важную роль может сыграть также поддержка деятельности российских ВУЗов и школ в регионе. Украина представляет собой привлекательный рынок для услуг российского высшего образования, поэтому развитие сотрудничества в этой сфере будет содействовать развитию и российской образовательной системы. Уже в настоящее время сотрудничество между российскими и украинскими учебными заведениями носит значительный характер (Приложение 6), в отличие от недостаточно развитых контактов на государственном уровне. Государственная Дума РФ с этой точки зрения может осуществлять формирование правовой базы межвузовского сотрудничества, а также контролировать финансирование программ международного сотрудничества в сфере образования через российский государственный бюджет.

Расширение грантовых программ по обучению украинских школьников на Украине, научному обмену между странами также представляется важным элементом сотрудничества. Опыт большинства европейских стран (и, прежде всего, Германии) показывает, что подобная политика важна не только с культурной, но и с экономико-политической точки зрения, формируя благоприятное отношение к стране и (при необходимости) обеспечивая приток квалифицированной рабочей силы. Не менее важную роль играют и программы обмена школьниками между Россией и Украиной.

Таким образом, в отношении защиты русского языка на Украине необходимо:

1. Изучать каждый конкретный случай ухудшения ситуации с преподаванием русского языка и выяснять вызвавшие его причины.

2. Определить потребности в школах, оборудовании, литературе, исходя из региональной специфики на Украине, и определить потребности в финансовых ресурсах.

3. Активно привлекать российский бизнес, осуществляющий инвестиции на Украине, к поддержке школ, обучение в которых проводится на русском языке.

4. Создать Совет по русскому языку при Президенте или Правительстве Украины. Подобная организация могла бы сконцентрироваться на решении указанной проблемы и доносить консолидированную позицию российской стороны по данному вопросу до украинского руководства.

Приложение 1. Статистические данные

Таблица 1

Динамика основных макроэкономических показателей

России и Украины в 2000-2004 гг. (темпы прироста, в %)

            2000            2001            2002            2003            2004            Среднее за 2000-2004 гг.        Январь-сентябрь 2005

Россия                                                                         

ВВП      10,0            5,1            4,7            7,3            7,1            6,8            6,2

Инвестиции            17            10            3            12,5            11            10,6            10,0

Промышленное производство            12            5            4            7            6            6,8            4,0

Украина                                                                                   

ВВП      5,9            9,2            5,2            9,4            12,0            8,3            2,8

Инвестиции            14            21            9            31            28            20,3            3,0

Промышленное производство            12            14            7            16            12            12,2            3,2

 

            Источник: данные Межгосударственного статистического комитета СНГ и расчеты на их основе.  

Таблица 2

Производства, более 50% которых на территории СССР в 1989 г. было сосредоточено на Украине

Производство            Доля, %

Асфальтоукладчики     100

Вагонетки шахтные и горнорудные            71

Генераторы для тепловозов            100

Германий монокристаллический    68

Двуокись титана пигментная            67

Жатки рядковые            95

Железнодорожные платформы            75

Зерносушилки стационарные элеваторные            100

Коксовое оборудование            78

Комбайны угольные очистные            97

Кузнечно-прессовые машины с ЧПУ            57

Машины для уборки кукурузы            100

Машины свеклоуборочные        100

Машины шахтные подземные            99

Плавильно-отрезные станки  100

Плуги тракторные            51

Полуавтоматы токарные револьверные            64

Провода и кабели судовые и морские            68

Прокат листовой, произведенный контролируемой прокаткой            100

Прокатные станы широкополосные          73

Радиально-сверлильные станки  53

Ртутная руда            54

Рутиловый и ильменитовый концентрат            100

Скреперы полуприцепные с колесным трактором            100

Соль АГ            100

Соль СГ            72

Сортовая нормализованная сталь            89

Тепловозы магистральные            95

Титановый концентрат            99

Толстолистовые стали со специальными свойствами            85

Точильно-полировальные и обдирочно-шлифованные станки  53

Трубы биметаллические          99

Трубы геологоразведочные    77

Трубы и детали трубопроводов из стеклопластиков          100

Трубы из никелесодержащей стали            56

Трубы нержавеющие            51

Трубы с защитными покрытиями            80

Трубы сварные больших диаметров с полимерным покрытием            94

Трубы сварные диаметром 1420 мм        94

Трубы тянутые с металлическим покрытием            100

Установки для изготовления асфальтобетонных смесей            100

Фрезерные деревообрабатывающие станки  97

Шпунтовая низколегированная сталь            100

Щиты проходческие и строительные комплексы для метрополитена            100

Экскаваторы шагающие            94

Источник: Россия государства СНГ: взаимодействие в базовых отраслях промышленности. Под ред. В.А. Мельникова. М.: Экономика, 2001

Приложение 2. Проблемы взаимной торговли России и Украины на примере трубной промышленности.

В настоящее время Российская Федерация применяет ряд защитных мер, касающихся импорта из Украины труб из черных металлов. Главной проблемой российские чиновники называют практику субсидирования украинской трубной промышленности из государственного бюджета, что создает неравные условия конкуренции между производителями труб на российском рынке, поскольку российские производители не субсидируются государством. В результате российская сторона, по мнению Министерства экономического развития и торговли, терпит значительные убытки.

В этой связи на протяжении последних лет импорт украинских труб в Российскую Федерацию регулировался российско-украинскими межправительственными договоренностями. В частности, в 2001 г. было подписано Соглашение о регулировании поставок труб из черных металлов из Украины в Россию сроком на 3 года, продленное до 31 декабря 2004 г. Согласно этому соглашению, были установлены квоты на ввоз в Россию украинских труб (в 2004 г. 715 тыс. т, в т.ч. 230 тыс. т трубы диаметром 1420 мм).

В соответствии с проектом нового соглашения, предложенного украинской стороной в декабре 2004 г., из состава указанной квоты следует вывести трубы диаметром более 820 мм, т.к. якобы российские производители  не производят трубы указанного диаметра. Более того, до подписания нового соглашения, с позиции украинской стороны, импорт труб из Украины должен осуществляться в соответствии с режимом свободной торговли. Импорт продукции, подпадающей под квотирование, Украина предложила ограничить лимитом в 485 тыс. т в 2005 г. и увеличивать его на 5% в год в 2006-2007 гг.

В свою очередь, российский проект соглашения предусматривает ограничение импорта всех видов украинских труб в 2005 г. лимитом в 715 тыс. т (в том числе 230 тыс. т труб диаметром 1420 мм и 485 тыс. т труб остального сортамента) (аналогично квоте-2004) с его увеличением на 3% в год в 2006-2007 гг.

По неофициальной информации, в ходе переговоров российская сторона согласилась практически со всеми просьбами украинской, за исключением наиболее принципиального вопроса: размера квот на поставки в Российскую Федерацию труб большого диаметра.

13 января 2005 г. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины было подписано Соглашение о регулировании поставок некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины, на таможенную территорию Российской Федерации. Данное Соглашение заключено сроком на 5 лет и предусматривает поставку в Россию продукции 5-ти украинских заводов (ЗАО Никопольская трубная компания, ЗАО Никопольский завод бесшовных труб, ЗАО Никопольский завод нержавеющих труб, ОАО Нижнеднепровский трубопрокатный завод, ОАО Новомосковский трубный завод) в объеме 395 тыс. т.  на 2005 г. с увеличением на 2%  в год.

Несмотря на наличие этого соглашения, вопрос по трубам большого диаметра, на которые приходится до 60% продаж российских трубных предприятий на внутреннем рынке, остается неурегулированным, что делает проблематичным подписание базового соглашения между Украиной и РФ о регулировании поставок трубной продукции.

В результате в начале февраля 2005 г. Минэкономразвития РФ официально уведомило украинское правительство о начале антидемпингового расследования относительно увеличения импорта труб большого диаметра в Россию.

По оценкам директора Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) А. Дайнеко, ущерб российских трубных предприятий из-за отсутствия базового соглашения в 2005 г. может превысить 500 млн. долл. При этом годовые объемы производства всего сортамента трубной продукции на отечественных предприятиях сократится на 13% с 6,1 млн. т в 2004 г. до 5,3 млн. т в 2005 г., в т.ч. труб большого диаметра на 25%.

Приложение 3. Присутствие российского бизнеса на Украине

Таблица 1

Российские инвестиции на Украине

Базовые отрасли            Предприятия (производящие и холдинги)            СМИ            Ведущие инвесторы

Нефтепереработка;

Нефтехимия;

Химическая промышленность (азотные удобрения);

Цветная металлургия (алюминиевая промышленность);

Автомобилестроение и автобусостроение;

Газ;

Энергетика;

Металлургия;

ВПК;

Финансы   ЛиНОС;

Одесский НПЗ;

Кременчугский НПЗ;

Николаевский глиноземный завод;

ЗАЛК;

Ориана;

ЛАЗ;

СП Росава

Черниговское химволокно;

Стахановский вагоностроительный завод;

ОАО Хартрон;

Лукор;

Галактон; Кремез;

Харьковский молокозавод;

 Бурынский завод сухого молока;

Киевский гормолокозавод;

 Киевстар;

UMS;

Запорожский алюминиевый завод;

Побугский ферроникелевый завод;

сеть АЗС;

ЛУКойл-Украина;

ТНК-Украина;

Украинский алюминий;

КрымавтоГАЗ;

Ингулецкий и Южный ГОК, Житомирвтормет, Херсонвтормет, Николаеввтормет, Черкассывтормет, Винницавтормет,

Альфа-Банк Украина, НРБ-Украина            Интер; СТБ; Новый канал; ТРК Эра, TV Табачук; НТУ, Радио FM Зет;

Киевский телеграф; Деловая столица; Столичные новости; Деловая Украина; Видео Интернешнл Киев; украинские версии многих российских печатных изданий            ТНК, ЛУКойл, Альфа-банк, НРБ, МТС, Татнефть, Вимм-Билль-Данн; Никомед, МАИР, Альянс, Планета менеджмент; Петрокоммерц; ТВЭЛ

Источник: составлено на основе: Косикова Л.С. Приватизация промышленности на Украине и участие в ней российских компаний. // Вопросы глобализации и регионализации на пространстве бывшего СССР.  М.: ИМЭПИ РАН, 2002; Косикова Л.С. Российско-украинские экономические отношения: состояние, проблемы, перспективы. Аналитический доклад для НИС, февраль 2004, материалы прессы.

Приложение 4. Степень продвижения России и Украины в сотрудничестве с ЕС

Таблица 1

Подписанные соглашения с ЕС (годы)

Соглашение            Россия            Украина

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве             1997            1998

Соглашение по торговле продукцией из стали    1997, 2002,

2004     1997,

2004

Соглашение по торговле текстильной продукцией             1998            1993,

2005

Соглашение по сотрудничеству в области науки и образования            1999,

2003     2004

Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010)            1999    

Коллективная стратегия ЕС            1999            1999

Стратегия деятельности ЕС в России (2002-2006)            2001    

Европейская политика добрососедства                        2003

Дорожные карты четырех общих пространств России и ЕС            2005    

План действий Украина-ЕС, рассчитанный на 3 года  (2005-2007 гг.)             2005

Таблица 2

Институциональные основы сотрудничества

Россия  Украина

Регулярные саммиты на высшем уровне            Регулярные саммиты на высшем уровне

Постоянный Совет партнерства (до 2003 г. Совет сотрудничества)           Совет сотрудничества

Комитет сотрудничества           

Подкомитеты сотрудничества            Комитеты и подкомитеты сотрудничества

Комитет парламентского сотрудничества            Комитет парламентского сотрудничества

Заседания в формате Россия Тройка ЕС            Заседания в формате Украины - Тройка ЕС

            Специальная рабочая группа Совета ЕС

Регулярные встречи с советом ЕС по политике и безопасности            Регулярные встречи с советом ЕС по политике и безопасности

Приложение 5. Общая характеристика приграничного сотрудничества и опыт ЕС

В европейской рамочной Конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 1980 г. под приграничным сотрудничеством (ПС) понимаются любые согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух или более договаривающихся Сторон, и заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей. ПС осуществляется в рамках полномочий территориальных сообществ и властей, определяемых внутренним правом каждой из сторон. Иными словами, под ПС в Конвенции понимается сотрудничество, как властей, так и населения смежных территорий соседних стран.

В определении же ПС, записанном в Концепции приграничного сотрудничества Российской Федерации, акцент делается на согласованные действия властей сопредельных государств и приграничных территорий и конкретизацию целей сотрудничества. Согласно Концепции, ПС - это согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий  Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами. Таким образом, в российском документе ПС понимается, прежде всего, как сотрудничество властей. Это, безусловно, сужает социальную базу ПС, позволяет в тех или иных случаях пренебрегать интересами населения приграничных территорий при принятии законодательных актов, распределении бюджетных ресурсов, определении режима трансграничного движения. Очевидно, что уточнение понятия ПС необходимо осуществить в ходе работы законодательных органов.

Следует отметить, что ПС не только  играет важную роль в развитии приграничных и прибрежных территорий, но и способствует преодолению периферийности, окраинности приграничных регионов в национальных экономических системах. Посредством ПС могут решаться геополитические задачи, в частности, распространение политического и экономического влияния на соседние страны. Приграничные регионы выступают в качестве естественных конструкций при строительстве больших экономических пространств, включающих национальные экономические пространства двух и более стран. ПС своего рода малая интеграция, которая является важной составной частью большой интеграции региональных объединений нескольких заинтересованных государств.

Главными факторами, определяющими структурные особенности и динамику ПС, являются режим государственных границ, социально-экономические и этнокультурные качества приграничных территорий и полномочия региональных властей в осуществлении международной деятельности.

Базовые параметры партнерской модели ПС были закреплены в Европейской рамочной конвенции по приграничному сотрудничеству. В конце 1980-х гг. ЕС принял специальную программу INTERREG, призванную способствовать приграничному сотрудничеству и развитию приграничных районов. С 1996 г. осуществлялась вторая аналогичная программа, INTERREG II, а с 2000 г. началась реализация уже третьей программы, INTERREG III. Прямое финансирование территорий по разные стороны границы происходит при устранении таможенных и иных ограничений для трансграничного движения товаров, капиталов и рабочей силы, а также благодаря унификации законодательства. Финансирование приграничного сотрудничества и адекватные полномочия принятия решений делегируются с центрального на региональный и местный уровни, что соответствует общим тенденциям политического и регионального развития в странах ЕС. Партнерская модель ПС опирается на развитые институты гражданского общества. В ее структуре на первое место выдвигается трансграничное движение капитала, услуг и рабочей силы. Основным инструментом приграничного сотрудничества по партнерской модели  являются комплексные региональные проекты, получившие в ЕС название еврорегионы. Еврорегионы создают несколько территориальных сообществ соседних государств административных единиц разного уровня - путем заключения соглашений, предполагающих совместное решение экономических, экологических, инфраструктурных, образовательных и других проблем. Эффективность деятельности еврорегионов опирается на высокий уровень межгосударственной интеграции, унификацию прав и полномочий местных властей, устойчивую финансовую базу осуществления трансграничных проектов.

Приложение 6. Российско-украинское сотрудничество в сфере образования

Взаимодействие украинских и российских ВУЗов является в настоящее время важным фактором, способствующим сохранению социальной интеграции и единства образовательного пространства. Важную роль играют также программы, организуемые посольством России на Украине. Можно выделить следующие направления сотрудничества в этой области:

 Взаимодействие на уровне ректоров и деканов высших учебных заведений. В 2004 г. состоялись второе заседание Координационного совета Приграничного Белорусско-Российско-Украинского Университетского консорциума, встречи деканов факультетов филологии, философии и политологии, исторических факультетов, директоров научных библиотек.

 Направление на учебу в российские ВУЗы граждан Украины. В 2004 г. при содействии организаций соотечественников направлено 45 человек, по линии Правительства Москвы 8 студентов.

 Повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы из школ Украины по линии правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

 Поведение конкурсов для украинских школьников на знание русской литературы и культуры (при содействии Росзарубежцентра).

Однако масштабы сотрудничества носят весьма ограниченный характер. Это затрагивает, прежде всего, обучение украинских студентов в России. Предоставляемые Россией стипендии крайне невелики (например, в 2005 г. выделено 70 стипендий студентам из числа соотечественников и 80 в распоряжение Минобразования Украины). Несмотря на это, из-за удаленности предлагаемых российской стороной ВУЗов от Украины, их периферийность, непривлекательность специальностей, квоты задействованы лишь на 70%.

Договорно-правовая база сотрудничества России и Украины в сфере образования включает в себя Соглашение между министерствами образования двух стран о сотрудничестве в области образования (от 27 февраля 1998 г.) и соглашения правительств о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании (от 26 мая 2000 г.) и об открытии и функционировании филиалов российских ВУЗов на Украине и украинских в России. Последнее соглашение не вступило в силу из-за задержек с осуществлением необходимых внутригосударственных процедур в республике. Действующие соглашения, по оценкам экспертов, во многих случаях не выполняются или выполняются в недостаточной степени.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Эксперт 
17.08.07
Лариса Ившина, Наталия Ромашова
 Армия и выборы 
17.08.07
Владимир Мухин
 Россия 
17.08.07
Александр Рар - руководитель программ СНГ и России Германского совета внешней политик
 Закон 
17.08.07
Владимир Застава, эксперт института имени Горшенина, Киев

Экономика
 Прочь 
17.08.07
Наталья Перевертень
 Противостояние 
17.08.07
 Сценарии 
16.08.07
Наталья Непряхина

Гуманитарная аура
 Классик 
17.08.07
Екатерина Белоконь
 Ярмарка 
16.08.07
Надежда Дружинина, Великие Сорочинцы
 Колорит 
15.08.07
Инна Завгородняя