Политическое бессилие украинского президента в эти дни особенно ярко иллюстрируется проблемой покупки-продажи земли. Ситуация вокруг земельного рынка (на которую СМИ практически не обращают внимания) показывает, что Виктор Ющенко совершенно несамостоятелен в выборе направлений политической линии. Иначе президент не действовал бы столь нелогично и непоследовательно.
Вопрос покупки-продажи земли в Украине актуален с момента обретения независимости. И с самого начала он был чрезвычайно политизирован: противники превращения земли в товар отчаянно доказывали существование опасности, что все украинские земли будут по дешевке выкуплены иностранными богачами. Земельный рынок, по их логике, приравнивался к продаже родины. Против такого «аргумента» не осмеливались возражать даже именитые экономисты-рыночники. Поэтому из года в год Верховная Рада, независимо от состава депутатского корпуса, принимала законы о временном моратории на продажу земли.
В реальной действительности «забота о родине» обернулась подобием нового крепостного права в украинском селе: на бывших колхозных полях произрастают сорняки, крестьянам негде работать и не на что жить, сельское хозяйство вернулось к уровню развития позапрошлого века, а устройство жизни в селе напоминает времена украинского классика Тараса Григорьевича Шевченко.
Что любопытно – все эти годы земля покупалась и продавалась с использованием дыр законодательства (т.е. под видом продажи, например, хозяйственных построек или после полузаконного переведения сельскохозяйственных земель в разряд земли под застройку). Именно за счет таких манипуляций вокруг каждого крупного украинского города, не говоря уж о Киеве, выросли «царские поселки» - коттеджные поселения «новых украинцев».
Сотни гектаров лучших земель в ближнем пригороде, которую официально нельзя продавать-покупать, досталась представителям так называемой элиты за гроши.
Ситуация столь удобна, что каждый новый состав Верховной Рады, заботясь о себе, детях и внуках, стремится продлить официальный мораторий на продажу земли, чтобы под прикрытием закона дешево и масштабно создать или расширить свои угодья. В украинских селах наезжающих власть имущих, как два столетия тому назад, стали называть «панами». А зависимость от их милости превращает крестьян в новых крепостных: не к официальной власти, а к представителям местного «пана» принято обращаться за разрешением конфликтных ситуаций и с прошением о помощи.
Недавно довелось слышать историю, как жители одного из сел Киевской области засылали ходоков к известному политику из команды Ющенко с просьбой прекратить уничтожение заливного луга, на котором «пану» вздумалось сделать то ли теннисные корты, то ли поля для гольфа. При этом в среде крестьян считается удачей, если село «купил» кто-то из команды Ющенко: донецких представителей власти боятся больше и обращаться к ним не рискуют. Сложно удержаться, чтобы не заметить, что это происходит в государстве, которое заявляет о желании и намерении интегрироваться в европейские структуры!
На таком фоне Верховная Рада Украины в декабре проголосовала за очередное продление моратория на продажу земли. Президент – финансист, демократ и рыночник – ветировал этот нерыночный документ. Однако депутаты в январе преодолели вето президента (парламентскому большинству помогла оппозиция Юлии Тимошенко). И что же Виктор Ющенко?
Это – наиболее любопытная с точки зрения понимания украинской политики часть «земельной истории». Президент сразу же заявил, что обратится в Конституционный суд с иском о незаконности решения парламента. Однако уже на следующий день после этого заявления Ющенко... тихонько подписал закон о моратории! Одновременно он обратился в Верховную Раду с просьбой как можно скорее принять законы о государственном земельном кадастре и о рынке земли, чтобы с 1 января 2008 года мораторий завершился и владельцы земли смогли свободно ею распоряжаться, сообщила пресс-служба президента. Сотрудники секретариата передали журналистам, что президент очень переживает, потому что «затягивание с открытием рынка земли приводит к злоупотреблениям и тенизации на этом рынке».
Переживать переживает, но, видимо, по каким-то причинам готов попереживать еще год. Вопрос в том, президенту выгодны и удобны такие «переживания» или ему диктуют определенные действия, и Ющенко не может отказаться от навязанной линии. Очевидно, что в данном случае речь не может идти о внешнем давлении, ибо Запад, как и российские бизнесмены заинтересованы в скорейшем решении «земельного вопроса» в Украине. «Давят», видимо, свои, украинские олигархи. И если Ющенко вынужден уступать им в столь деликатном вопросе, который выставляет его перед тем же Западом в очень невыгодном свете, то что уж говорить о других, более «мелких» проблемах...
В секретариате украинского президента утверждают, что Ющенко все же подал в Конституционный суд иск о признании моратория на продажу земли неконституционным. Правда, подтверждения этому нет. Да и суд что-то давно уже не рассматривает никаких острых и сложных дел. Так что пока дойдет до президентского иска, если таковой был, как раз наступит следующий год. Новый депутатский корпус, надо думать, успеет обзавестись латифундиями.
Справка: в земельный фонд Украины входит 33 млн га пашни, стоимость которых, по подсчетам специалистов, составляет более 300 млрд. гривен (около 60 млрд.долл.).