РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:34
16:09
15:43
15:17
14:09
Политика
 Власть 
16 July 2007 г.
версия для печати
Футбольное поле боя

Сергей Рахманин

«Ничто так не объединяет, как общая мечта. И ничто так не ссорит, как общее желание на этой мечте заработать». Эта фраза, приписываемая Ротшильду, исчерпывающе характеризует суть проблемы, с которой столкнулась Украина, три месяца назад завоевавшая право стать хозяйкой футбольного первенства Европы 2012 года.

Что реально сделано за это время? Признаться, пока немного. К решению сверхзадачи наши державные мужи приступили не так, как следует, а так, как всегда. Началось с вполне прогнозированного перетягивания одеяла — президент и премьер некоторое время не могли согласовать, кто именно возглавит движение к новой украинской мечте. Отношения кое-как выяснили, и (что удивительно) не прибегая к помощи Конституционного суда, «Беркута» и западных посредников. Дальнейшие события также протекали в строгом соответствии с лучшими отечественными традициями. Максимальная формализация и масштабная бюрократизация стали главными лозунгами процесса. Насколько можно судить, до сих пор не отлажено должное взаимопонимание между тремя основными «подрядчиками» — Исполнительной дирекцией (по сути, сформированной Григорием Суркисом), Организационным комитетом (созданным Виктором Януковичем) и Координационным советом (учрежденным Виктором Ющенко). Органы, призванные сделать мечту былью, если и не мешают друг другу, то уж, во всяком случае, не слишком помогают.

Высокопоставленные кураторы нарезают себе один и тот же фронт работы. И посему на этом фронте пока без перемен. Чиновники всех рангов и мастей сами себя (иногда без всяких оснований) назначают ответственными за реализацию той или иной задачи. Проводится несчетное количество круглых столов, семинаров, совещаний, конференций и брифингов. На них дружно пиарятся и столь же дружно опровергают друг друга. Чем умножают ужас потенциальных инвесторов, особенно иностранных, уже готовых включиться в работу, но все еще не понимающих, где она ведется. Суммы, которые предстоит потратить на стадионы, базы, дороги, мосты, аэропорты, отели, становятся все масштабнее. От виртуальных миллиардов рябит в глазах. При этом складываются определенные сложности с получением вразумительного ответа на вопрос: заработана ли хоть одна реальная гривня? Привлечен ли хоть один реальный доллар?

Продвижение

Один из многочисленных «спикеров» действа, Дмитрий Табачник, на днях порадовал общественность бодрым заявлением: «Организационно и структурно Украина продвигается быстрее Польши в подготовке Евро-2012». На чем зиждется оптимизм гуманитарного вице-премьера, уразуметь сложно. Насколько можно судить из СМИ, наши соседи в своей работе продвинулись куда существеннее. Возможно, в Варшаве несколько иначе понимают смысл терминов «организация» и «структура»?

О наших «структурных» успехах мы кратко отрапортовали выше. Теперь пару слов об «организационных» свершениях. Достижений — масса. Сначала был закон. Позже — президентский указ. Следом возникло несколько концепций. Последняя победа — решение о подготовке государственной программы. На ее разработку, по словам руководителей Кабинета министров, отводится два месяца. Президент уточнил: по его словам, план соответствующих действий государства должен приобрести окончательный вид в октябре. Подобная отсрочка вызывает серьезные опасения. Ибо, по утверждениям экспертов, месяцем раньше должен быть подготовлен проект Государственного бюджета на 2008 год. Невозможно верстать главный финансовый документ страны без учета реальных затрат на подготовку к Евро и без согласованного перечня конкретных источников финансирования.

Допустим, что разработчики бюджета помнят об этой проблеме. Но без точных расчетов они беспомощны. Тем более что прези­дентский секретариат, Кабмин и региональные начальники расходятся во мнениях по поводу того, сколько бюджетных денег и на что именно должно быть потрачено в рамках подготовки к Евро.

Ситуация осложняется близостью выборов. Практически всем тем, кто входит в огромную (и отнюдь не дружную) семью ответственных за подготовку к первенству континента, сейчас немного не до футбола. Допустим, что все уполномоченные лица окажутся добросовест­ными исполнителями и фанатичными футбольными болельщиками. Допустим, что в перерывах между составлением предвыборных списков и освоением предвыборных бюджетов они программу действий напишут. Кто поручится за ее качество? Кто рискнет спрогнозировать, когда за изучение, согласование и утверждение документа возьмутся президент и парламент? Кто знает, сколько продлится новая коалициада и очередная премьериада? Кто осмелится утверждать, что новый состав правительства будет полностью соответствовать нынешнему? И что потенциальные сменщики Януковича, Азарова, Рудьковского, Коржа, Рыбака, Яцубы, Табачника полностью согласятся с наработками своих предшественников? Где гарантия, что новый оргкомитет (старый сложит свои полномочия вместе с правительством) не озаботится подготовкой новой программы? Что новая парламентская оппозиция не выдвинет альтернативный план? Что новое большинство в Раде с ходу поддержит множество законов, требуемых для запуска множества процессов? Что президент устоит от искушения взять тайм-аут на разработку очередной дорожной карты?

Давайте смотреть правде в глаза. В анонсированном Виктором Андрееви­чем октябре минет полгода после победы Украины в сложнейшем конкурсе заявок на проведение Евро. Почти наверняка к этому времени страна по-прежнему не будет иметь четкого плана действий, четкого расчета затрат и четкого перечня испол­нителей. И почти наверняка к этому времени какой-нибудь «куратор» будет бодро рапортовать об очередном «продвижении».

Политический футбол

Экс-футболист киевского «Динамо» Андрей Гусин в одном интервью заметил, что после того как Григорий Суркис окунулся в большую политику, он стал гораздо реже улыбаться. По словам людей, работающих с президентом Федерации футбола сегодня, после того как он дистанцировался от большой политики и сосредоточился на большом футболе, он практически перестал улыбаться.

Главный архитектор ошеломительного успеха трехмесячной давности имеет свое представление о том, как должна выглядеть организация подготовки к Евро-2012. Его видение далеко не во всем разделяют люди, не имеющие специфических футбольных знаний, но имеющие соответствующие полномочия. Суркис же, обладая необходимым уровнем компетенции, не обладает необходимыми правами. Многие его инициативы «футболят» от вождя к вождю, от чиновника к чиновнику. В связи с чем он наверняка жалеет об отсутствии прежней, надежной «политической крыши». Об одних проблемах он не рискует говорить вслух, дабы окончательно не напугать УЕФА, уже начинающую сомневаться в правильности своего выбора. Об иных — вынужден просто голосить, дабы привлечь к ним внимание общественности.

Природа неприятия идей главы ФФУ различная — здесь густо замешано личное, спортивное, политическое и финансовое. Футбол — самая непредсказуемая игра, и в этом он сродни политике. Нынешний характер отношений двух президентов — всенародно избранного и футбольного — тому свидетельство. Ющенко практически никогда не скрывал своей личной неприязни к Суркису. Григорий Михайлович платил Виктору Андреевичу тем же. Но сегодня они союзники. Суркис всячески демонстрирует свою лояльность к главе государства. Ибо без помощи того любая его инициатива обречена. Как минимум еще на несколько лет президент является единственной постоянно действующей властной величиной. Меняются и будут меняться премьеры, составы правительства, парламентские конфигурации. А потому Григорий Михайлович обречен большую часть пути идти плечом к плечу с Виктором Андреевичем.

Кроме того, Суркису крайне непросто находить общий язык с «донецким» правительством и подчиненным ему «донецким» оргкомитетом. В «домайданной» жизни они были ситуативными политическими союзниками, в «постмайданной» стали естественными оппонентами. В основе противоречий лежит и давнее спортивное соперничество «Динамо» и «Шахтера», и прошлые бизнес-конфликты, и непреходящие элементы личной неприязни. Верхушка клана, почти сплошь состоящая из записных болельщиков, отдает должное усилиям Суркиса, без которых право принимать Евро нам бы не досталось никогда. Но он был и остается для них колоссальным раздражителем. Отказаться от идеи смещения экс-президента «Динамо» с поста президента ФФУ Ринату Ахметову, Борису Колесникову и Равилю Сафиуллину было ой, как непросто. Но в Евро они заинтересованы ничуть не меньше. Отставка давнего неприятеля с должности главного футбольного начальника страны ставит реализацию мечты под угрозу. Однако ограничение инициативности Суркиса, сужение круга его реальных полномочий для «донцов», судя по всему, — не только дело чести. Это еще и вопрос материальной и политической выгоды.

Во-первых, слишком велико искушение примерить на себя тогу творца будущего футбольного чуда. И недостатка в желающих ее примерить нет. Во-вторых, подготовка к Евро — это возможность освоить бюджет, уточнить русло существующих и будущих финансовых потоков, это лакомые участки земли, налоговые преференции и прочие отнюдь не мелкие радости.

Под каждый участок работ, связанных с проведением Евро, планируется проведение конкурса. Согласно древнему украинскому обычаю, будущие устроители рассчитывают, что победитель будет определен заранее, на взаимовыгодных условиях. Потенциальные конкуренты и лишние рты в этом вопросе никому не нужны.

Что такое Евро с точки зрения бизнеса? Например, существенное изменение политики землеотвода. Тот, кто займется, к примеру, обустройством НСК «Олимпийский» и прилегающих территорий, должен будет потратиться. Ради чего? Закройте глаза и представьте, что на злополучном месте уже нет мозолящего глаз долгостроя. А есть современный красавец-стадион по соседству с модерным красавцем-отелем. Представьте прилегающие уютные кафе и шикарные рестораны, роскошный торговый центр, отличные подъездные пути, внушительную парковку. Кто-то, вложивший деньги раз, до конца жизни получит неиссякаемый источник дохода.

Но чтобы этот-то кто-то заслужил подобное право, он должен добиться не только разрушения бетонного чудовища, подпирающего забор «Олимпийского». Он должен добиться ухода того, кто уже вложил средства в работы возле НСК. А тот уходить, естественно, не хочет. Деньги столкнулись с деньгами. И потому вопрос с будущей главной ареной Евро завис. Невзирая на обещания Киевсовета, предостережения президента, заявления правительства и грозные окрики УЕФА. Давшей понять, что подобная проблема теоретически может поставить под сомнение сам факт проведения чемпионата в Украине.

«Привязав» к чемпионату строительство или реконструкцию любого объекта и доказав свое право его строить или реконструировать, вы теоретически можете заполучить то, о чем раньше не могли и мечтать. Вы можете получить (причем, если повезет, бесплатно) то, что находится на балансе области, города, министерства или ведомства. Можете получить даже то, что уже отдано в аренду, продано другому.

Предполагается, что организация Евро потребует изменения планов градостроительства. Представляете, как напряглись мэры? Одесский городской голова в интересах обеспечения экологической безопасности города предлагает вынести вредные промышленные производства за черту Южной Пальмиры. Представляете, как засуетился народ, даже не мечтавший о таких площадях драгоценной земли?

Каждый метр возле стадиона, на котором планируется проведение матчей Евро, становится «золотым». И борьба за эти метры уже началась. Причем борьба нешуточная.

Один из богатейших людей страны, владелец харьковского «Металлиста» Александр Ярославский затеял не только масштабную реконструкцию клубного стадиона, но и строительство гигантского комплекса «Металлист-Сити», включающего в себя отели, магазины, фитнес-центры et cetera. Один из участков, входящих в план будущего городка, тут же стал предметом спора. Кусок земли на улице Храмовой, прилегающей к стадиону якобы принадлежал другому. Следом за этим конфликтом возник другой — поднялся шум, что якобы сам стадион находится на месте кладбища, варварски снесенного в 50-е годы. Нашлись те, кто требует снесения «Металлиста». Искренность людей, возмущенных неуважением к памяти усопших, не вызывает сомнения. Однако есть основания думать, что подогрели скандал те, кто в будущем рассчитывал на получение того же самого, привлекательного с коммерческой точки зрения, места…

Позже харьковский мэр Добкин заявит о том, что выделение земельных участков в районе стадиона приостановлено и будет проведена соответствующая инвентаризация. Вице-губернатор Стороженко опровергнет факт обнаружения человеческих останков под трибунами реконструируемого «Металлиста» и заявит, что если они будут найдены, то их обязательно перезахоронят. Сегодня Харьковская ОГА говорит, что повода останавливать работы нет, а мэрия утверждает, что нет никаких проблем с землей вокруг «Металлиста». Ярославский, имеющий контакт с враждующими между собой «отцами» города и области — Аваковым, Салыгиным, Добкиными и Кернесом убежден, что Харьков отлично подготовится к Евро, и столица Слобожанщины из разряда запасных городов перейдет в категорию основных.

Но в других городах все еще сложнее. Трения между губернатором Петром Олийныком, мэром Андреем Садовым и хозяином «Карпат» Петром Дыминским усложняют процесс подготовки к Евро Львова. Хотя в желании увидеть Евро воочию не откажешь никому из трех. Что уж говорить о Киеве, где земля дороже, желающих заработать не вместит даже главная арена страны, а мэр, мягко говоря, человек — не футбольный. Если судить по заявлениям ответственных столичных чиновников, для них первенство континента — прежде всего, возможность, решить за счет госбюджета и деньги инвесторов городские, а, возможно, и собственные проблемы. Например, отремонтировать Шулявский мост, построить новые станции метро, бесплатно заполучить лакомые куски, которые до сих находились не на балансе города.

Идет нешуточная война. Не заметная постороннему глазу. Работа, видная каждому, не идет. То, что непосредственно зависит от власти, а не от бизнеса (уже выстроившегося в очередь, но до сих пор не знающего возле какой двери ее начало), в том же состоянии, в котором находилось. Работы, связанные с изменением законопроектов, подготовкой тендером, поиском инвесторов, планированием изменения транспортной инфраструктуры, больше напоминают имитацию.

Надежды Суркиса на то, что организацией Евро будет заниматься одна структура, не оправдались. Предложения ввести пост «футбольного» вице-премьера и создать в рамках исполнительной власти соответствующий орган поддержки не нашли. Нам не известно, хотел ли президент ФФУ лично возглавить данную структуру или рассчитывал посадить туда своего человека, более компетентного, чем подавляющее большинство нынешних комиссаров, но определенный резон в подобном ноу-хау был. Идею вроде бы поддержал премьер, но его обещание тут же дезавуировал подчиненный Виктора Федоровича, Дмитрий Табачник. Вице-премьер публично усомнился в целесообразности новшества.

Суть проблемы проста — через кого будут идти деньги…

Европа нам поможет

Когда мы рассуждали о теоретической взаимозависимости Суркиса и Ющенко, мы имели в виду еще один важный момент. Не только собственные советники, но и европейские советчики помогли главе государства (достаточно далекому от мира футбола) осознать, что Евро-2012 — последний шанс говорить о реальности планов вступления в ЕС восемь лет спустя. Другой возможности доказать готовность интегрироваться в обозримом будущем у нас не будет. Кое-кто в Брюсселе, как говорят, даже намекал лидеру нашей страны, что выбор в пользу Украины в Кардиффе в апреле отчасти имел политический подтекст.

Важное значение имела беседа президента с главой УЕФА. Из разговора с Мишелем Платини Виктор Андреевич понял, что в главной футбольной инстититуции континента сильно удивлены и сильно расстроены тем, как именно идет подготовка к Евро. И после этого в голосе президента, когда он заводил речь о футболе начал звенеть металл. А откровенно неприятный ему Суркис окончательно превратился в единственно надежного проводника на сложной дороге к мечте — окончательном обретении Украиной формальной европейскости.

Во многом из-за этого засуетился премьер, поддержавший Суркиса в целом ряде вопросов. Но не это стало единственной причиной футбольном активизации Виктора Федоровича. Он — болельщик, и потерять такое зрелище у себя дома он не хочет. Потерять деньги — тоже.

Насколько велик риск, что у нас отберут Евро? До сих пор подобных случае не случалось. Если мы проколемся, то станем авторами печального прецедента, опозоримся на весь мир (и не только футбольный) и потеряем последнего надежного защитника в ЕС — Польше. Если мы не справимся, то и соседи наши утратят статус хозяев первенства.

Сценарий этот, впрочем, хоть и возможен, однако, маловероятен. УЕФА как любая солидная евроструктура печется о собственной репутации. Признавать собственную ошибку она не захочет, но наверняка захочет ее исправить. Особая история с Платини. Легендарный Ми­шель, избранный главой УЕФА незадолго до исторического дня в Кардиффе, был, насколько известно, противником выбора Украины. Но, естественно, подчинился мнению большинству коллег. Однако тень провала падет на него неизбежно. Как человек амбициозный и жесткий, Платини имеет и желание, и возможности сделать все, чтобы этого не случилось.

Организаторы Евро-2008, куда более успешные Австрия и Швейцария, тоже имеют некоторые проблемы с организацией чемпионата. И хотя их сложности совсем иного свойства и порядка, опасность неуспеха заставила УЕФА засуетиться. Европейский футбольный орден — организация хоть и не коммерческая, но весьма влиятельная. Она в состоянии решить практически любую проблему.

Она и нам поможет, если что. Найдет нужных организаторов, исполнителей, подрядчиков и надсмотрщиков. Костьми ляжет, но Евро пройдет на уровне. Только вот наши мечтатели, грызущиеся за виртуальные миллиарды, не получат ни копейки. Ни метра. Не говоря уже об амбициях и репутациях.

Может хоть эта угроза напугает тех, кто слишком рано материализовал мечту и принялся ее делить?



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Мова 
10.09.07
Ирина Деркач,Киев
Партия регионов Украины начинает сбор подписей за проведение всеукраинского референдума о государственном статусе русского языка. Об этом на днях заявил руководитель предвыборного штаба партии Борис Колесников. Инициатива соратников Виктора Януковича изначально имеет яркую предвыборную окраску. Партия регионов не впервые использует в предвыборной риторике «языковую приманку». Этот нехитрый прием был изобретен в 1994 году Леонидом Кучмой, который, не ориентируясь на момент выборов ни во внешней, ни во внутренней политике, по совету опытных консультантов пообещал избирателям ввести русский в качестве второго государственного. Отметим, в тот момент это было сделать гораздо легче, нежели сейчас, ведь Верховная Рада еще не приняла Конституцию. Но, выиграв выборы на языковых обещаниях, Кучма тут же о них забыл. И к концу своего президентства, в 2004-м году не постеснялся сказать журналистам, что народу важен «не язык, а чтобы было что положить на язык»...   
 Указ 
10.09.07
Олег Гавриш, Александр Черновалов; Наталья Гриб, Москва
 Референдум 
10.09.07
Сергей Степанов

Экономика
 Аэропорт 
10.09.07
Анастасия Дагаева
 Тарифы 
10.09.07
Татьяна Ивженко
 Доходы 
07.09.07
Заика Андрей

Гуманитарная аура
 Идеи 
10.09.07
Евгения Зубченко
 Книга 
07.09.07
Лев Сигал
"Очень своевременная книжка" - можно сказать о сборнике статей украинского эмигрантского историка Ивана Лысяк-Рудницкого (1919-1985) "Между историей и политикой", первой книге из серии "Библиотека украинской мысли", презентацию которой провело московско-питерское издательство "Летний сад" при открытии Московской международной книжной выставки-ярмарки. Сейчас, когда российско-украинские споры, то слегка затихая, то вновь нарастая, занимают значительное место в умах и душах отечественной интеллигенции, самое время попытаться понять, какими идеями и историческими представлениями вдохновляется другая сторона. Тем более что нас, советских людей, учили воспринимать историю русско-украинских отношений как бесконфликтное взаимодействие двух братских народов или даже двух ветвей одного народа, а тут вдруг такие страсти...   
 Примирення 
05.09.07
Ганна Бадзюн