В Києве ищут председателяновой Верховной Рады. Претендентов много, дискуссии по поводу „кому достанется высокое кресло” неутихают. Влиятельные исерьезные политики говорять о компромисссной фигуре, которую обнаружат среди недавнего политического прошлого Укераины. Киевский «Центр исследований политических ценностей» обратился кэкспертам с вопросом: «Имеет ли Владимир Литвин шансы возглавить парламент?»
Вадим Карасев (директор Института глобальных стратегий):
„Шансы возглавить парламент у Литвина будут тогда, когда блок его имени действительно войдет в ту или другую коалицию: или в «оранжевую» или в другую по цвету и размеру коалицию. Но здесь будет много зависеть от вероятных участников коалиции и претендентов на премьерское кресло, шансы занять эту должность у которых, кстати, выше шансов Литвина стать спикером.
Но в действительности неплохие шансы стать председателем Верховной Рады Литвин получит в случае, если образуется безкоалиционное большинство. То есть тогда, когда формула, рецепт и технология формирования парламента пойдет другим путем, отличным от пути коалиционных соглашений с общим выдвиганием кандидатуры премьер-министра и спикера Верховной Рады. Другой путь - это избрание руководства Верховной Рады, глав комитетов и т.д., а затем лишь формирование правительства. При других вариантах, шансы Литвина выглядят скромнее.
Например, если коалиция «оранжевая», то претензии и претендентство «Нашей Украины» на должность спикера значительно сильнее претензий Блока Литвина. При широком формате коалиции, на первый план выходит представитель Президента. Возможно Плющ. Следовательно, шансов у Литвина стать безкоалиционным спикером больше, чем коалиционным”.
Олесь Доний (председатель Центра исследований политических ценностей):
„Михаил Сирота конкретизировал требования Литвина относительно участия в коалиции. Это шаг навстречу «оранжевой» коалиции. Сирота выразил надежду, что в случае участия Блока Литвина в коалиции, сам Владимир Литвин смог бы возглавить Верховную Раду.
Так как другого формата, кроме «оранжевой коалиции» в нынешней ситуации создано быть не может, то стоит рассматривать такое заявление, как предложение в сторону БЮТ и НУНС относительно сотрудничества. БЮТ и НУНС заинтересованы в присоединении блока Литвина, ведь имеющиеся 228 голосов, хоть и дают возможность формально образовать коалицию, но не дают гарантий результативных голосований в дальнейшем. При всей неоднозначности кандидатуры самого Литвина, 20 депутатов его именного блока могли бы стабилизировать ситуацию и укрепить положение «оранжевой» коалиции. Теперь очередь самой «оранжевой» коалиции осмыслить на какие компромиссы она готова пойти ради входа в свой состав блока Литвина”.
Кость Бондаренко (директор Киевского института проблем управления им. Горшенина):
„Шансы имеет, но вопрос в том на сколько в этой ситуации это для него политически целесообразно. Михаил Сирота выражает мнение значительной части представителей фракции, но для самого Литвина это не очень приемлемый вариант. Стать спикером – с одной стороны занять достаточно весомую должность в системе власти Украины, но, учитывая то, что у нас годами ведется дискредитация парламентаризма и парламента со стороны президентской вертикали власти, может быть дискредитировано и самого Литвина.
Тем более, что сколько бы наши спикеры не пробовали становиться президентами, это им не удавалось. Они не могли использовать эту площадку как эффективный старт для президентской кампании. Вместо этого если Литвин останется действительно не в оппозиции и не во власти, как лидер третьей силы в парламенте, я думаю, от этого он получит значительно больше”.
Володимир Малинкович (директор Українського відділення Міжнародного інституту гуманітарно-політичних досліджень):
„Теоретически такой шанс у него есть, поскольку у коалиции, которая сейчас формируется, голосов свободных очень мало. Им нужны дополнительные голоса. Однако не думаю, что это в интересах Блока Литвина. Ему гораздо выгоднее быть независимым. А если он и станет спикером, то лишь при условии, что его депутаты будут включены в коалиционное соглашение на основе жесткой коалиционной дисциплины. Я сомневаюсь, что Литвину нужна такая дисциплина.
Вопрос пока абстрактный. Конечно, все прекрасно понимали, что на определенных условиях Литвин согласиться на спикерство в той или иной коалиции. Но в коалиции «оранжевых» сил ему будет очень неудобно. У него будет слишком много сдерживающих моментов”.
Юрий Якименко (директор политико-правовых программ Украинского Центра экономических и политических исследований им. О. Разумкова):
„Такая претензия со стороны Литвина обоснована. Потому что Блок Литвина действительно имеют опытного кандидата на эту должность. Они прекрасно понимают, что в их голосах есть потребность и за эти голоса будет вестись борьба. Именно поэтому и выдвигаются максимальные требования. Я же, все-таки, считаю, что коалиция будет сформирована в том формате, о котором заявлено. И спикерское кресло займет представитель «Нашей Украины». Хотя вероятность образования коалиции демократических сил несколько уменьшается с нарастанием информации о внутренних конфликтах”.
Владимир Лупаций (исполнительный директор Центра социальных исследований «София»):
„Учитывая проблемы формирования коалиции на базе БЮТ и НУНС, Литвин выступает не только как техническое условие для формирования коалиции, а уже и как политическое условие. При определенных условиях Литвин имеет шансы возглавить парламент. И представители и «Нашей Украины» и БЮТ могут согласиться на такую формулу. По крайней мере, таким образом они могут сохранить лицо перед избирателями. «Посторанжевый» формат, в котором сегодня находится украинский политикум, допускает и предусматривает появление фракции Литвина в будущей коалиции”.