Москва пытается любыми способами замедлить интеграцию Украины в НАТО
Чем больше Украина приближается к Организации североатлантического договора, тем сильнее ощущается противодействие России. Последним свидетельством превращения дружбы между братскими народами во вражду стало обращение Российской думы к президенту Дмитрию Медведеву и правительству рассмотреть вопрос о выходе России из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной в случае реализации плана официального Киева о вступлении в НАТО. Вчера в интервью 'Российской газете' московский градоначальник Юрий Лужков назвал решение половинчатым, сказав, что 'нам нужно выходить из договора о дружбе нерушимой в любом случае, будет Украина вступать в НАТО или не будет и заняться вопросом возвращения России Крыма и Севастополя'.
Вчера украинское внешнеполитическое ведомство дало жесткую оценку постановлению Государственной думы. 'Указанное постановление фактически содержит ультимативные требования и является ничем иным как попыткой неприкрытого давления на государство, что неприемлемо для украинской стороны', - заявил руководитель пресс-службы МИД Василий Кирилич на брифинге в Киеве.
Как недружеский и откровенно провокационный шаг расценивает Народный союз 'Наша Украина' обращение Госдумы. 'Это обращение противоречит духу добрососедства между нашими странами и принципам цивилизованных межгосударственных взаимоотношений', - говорится в заявлении партии.
Тем временем председатель Верховной Рады Арсений Яценюк посчитал нецелесообразным рассматривать ответное заявление украинского парламента в ходе вчерашнего заседания и в то же время потребовал, чтобы 'решение быть взвешенным'. Кроме того, спикер призывал провести двухсторонние консультации на уровне парламента Украины и Государственной думы РФ по вопросам двухсторонних украино-российских отношений, а также обратиться к Президенту и Кабинету министров Украины по поводу состояния двухсторонних отношений.
Следует обратить внимание на то, что думское обращение было принято в ходе посещения Москвы лидером Партии Регионов Виктором Януковичем, который встречался как с президентом России Дмитрием Медведевым и главой правительства этой страны Владимиром Путиным, так и председателем Государственной думы Российской Федерации, председателем Высшего совета политической партии 'Единая Россия' Борисом Грызловым. И почему-то со стороны украинского оппозиционного лидера не прозвучало обеспокоенности по поводу думского обращения и, в частности, того, что российская сторона вмешивается во внутренние дела Украины. Неужели таким способом крупнейшая в Украине оппозиционная партия хочет заслужить братскую любовь России?
Какие последствия может иметь постановление Российской думы для отношений между Киевом и Москвой? Как это может повлиять на возможность получения Украиной ПДЧ в декабре этого года или во время юбилейного саммита НАТО в следующем году?
КОММЕНТАРИЙ
Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала 'Россия в глобальной политике':
- Думаю, что никаких последствий не будет. Государственная дума для того и существует, чтобы принимать постановления, которые необязательны к выполнению, но при этом обозначает некоторые возможности для российской политики. Месяца полтора назад Дума приняла постановление с призывом к правительству и президенту рассмотреть возможность признания Абхазии и Южной Осетии. Приняли так приняли. Правительство и президент приняли к сведению и рассматривают возможности. Это не означает, что правительство завтра будет признавать. Но для того, чтобы обозначить, что есть такая перспектива при определенном развитии событий, - это очень удобно. Тем более что Дума у нас не является самостоятельным политическим органом. Думские инициативы именно потому, что теперь их выдвигают не коммунисты, не жириновцы, а основная властная партия. Это означает, что они согласованы с высшим руководством как один из инструментов ведения внешней политики, но не главный. А то, что заявлено, означает, что в арсенале российской внешней политики такая возможность есть. Собственно, не первый раз говорится. Мэр Москвы Юрий Лужков об этом тоже говорил. Но это не означает, что буквально завтра будет разорван договор. Смысл российской политики на предстоящие месяцы, как минимум, на год: до декабря и до весны следующего года, когда опять будет подниматься вопрос о Плане действий по членству в НАТО, состоит в том, чтобы обозначить для Украины, а в первую очередь, для стран НАТО, те возможности, которые Россия имеет, в качестве ответа. Грубо говоря, обозначить цену. Конечно, Россия не может остановить сближение Украины с НАТО, если будет проявлена политическая воля и в Киеве, и в западных столицах, но, по крайней мере, сделать этот процесс максимально дорогим в политическом смысле.
Что касается возможного обратного эффекта, большей консолидации Украины относительно членства в НАТО в результате российского давления. Я не думаю, если Россия будет проводить мягкую и дружественную политику в отношении Украины, то Киев перестанет стремиться в НАТО. Я в это не верю. Украина хочет в НАТО, потому что она так уж боится России? Не боится. Ведь пока же никто никаких войн не планирует. А потому, что НАТО с точки зрения украинской элиты, по крайней мере, ее значительной части, это гарантия того, что украинская государственность состоялась, и больше никогда и никуда не денется. Это некое закрепление. А это означает, что какую бы политику Россия ни проводила - мягкую, жесткую - вектор будет этот. Поэтому с российской стороны тут идет жесткое геополитическое давление. Причем не на Украину. Ведь интересы Украины совершенно очевидны. А это давление на те западноевропейские страны, которым, в общем, не очень нужна Украина в НАТО. По крайней мере, они в ней не видят большой необходимости. Но при этом эти страны боятся тех издержек, которые в целом будут в европейской безопасности. Поэтому Россия будет в основном воздействовать на них разными способами.
Что касается дружбы между народами: украинским и российским. Честно говоря, я в дружбу в большой политике не очень верю. Ведь парадокс заключается в том, что можно иметь близкие, родственные отношения между народами. Очень быть близкими по культуре, по взглядам, цивилизационным характеристикам. Но это никак не сказывается на отношениях между государствами как политическими субъектами. А может быть наоборот, чем ближе эти отношения в реальности, тем важнее для государства, в данном случае для Украины, дистанцироваться. Потому что сила геополитического, экономического притяжения России очень велика. Поэтому разговоры, что мы братские народы - пустые. К сожалению, это относится к разным категориям. Народ, действительно, братский, а политика разная.
Я думаю, что жесткая политика России по отношению к Украине будет продолжаться, тем более что с украинской стороны делаются встречные шаги. В частности, заявления о том, что после 2017 года Черноморского флота в Крыму не будет. С одной стороны, все и так понимают, что это говорится сейчас публично и официально. Значит, Украина со своей стороны тоже хочет четко все обозначить. Такой тип политики, я думаю, будет продолжаться.
В целом Россия стремится создать условия, когда Запад решит, что связываться с быстрым продвижением Украины в НАТО себе дороже. Тогда изменится конфигурация. Как это сделать, сумеет ли это Россия сделать, я не знаю. Действительно, ситуация сейчас очень любопытная. Американцы очень давят, и до конца года давление на европейцев будет расти. Потому что для Джорджа Буша внешняя политика оказывается сплошным гигантским провалом. Ему надо хоть что-то показать. Для него критически будет необходимо, чтобы в декабре было заявлено или анонсировано нужное ему решение. Со своей стороны, в Германии есть один интерес, связанный с Россией. Она хочет процесс присоединения Украины затормозить. У Франции вообще свои планы в отношении НАТО. И Франции Украина в НАТО сейчас не нужна. Потому что Саркози хочет европейскую часть НАТО переформатировать под себя. Очень сложная конфигурация интересов, и Россия будет пытаться подыгрывать тем интересам, которые ей выгодны. Насколько это получится? Это другой вопрос.
Я думаю, что отношений между Украиной и Россией, связанное с окончательным геополитическим выбором - даже не на полгода и не на год, а до того момента, когда этот вопрос тем или иным образом разрешится. Когда он разрешится, непонятно, поскольку и ситуация в Европе сложная, и ситуация в вашей стране весьма своеобразная. А в России пока точный вектор развития при новом президенте не ясен и вряд ли он будет на первом этапе сильно отличаться.