Похоже, крах надежд украинских властей на участие в международных проектах, инициируемых Азербайджаном, близок как никогда.
К примеру, раньше всерьез рассматривалось несколько альтернатив реализованному недавно нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Если Россия настаивала на реконструкции существующего трубопровода Баку-Новороссийск с целью расширения ее возможностей для прокачки большего объема нефти, то Украина лоббировала проект транспортировки нефти через грузинский порт Батуми в Одессу и далее в Европу. В результате, как известно, нефть пошла на Запад через Грузию и Турцию.
В ближайшем будущем же, Украине, как и России, грозит потеря части железнодорожного грузопотока вследствие строительства пути Баку-Ахалкалаки-Карс, которая соединит Кавказ и Среднюю Азию с Европой через Турцию. Власти Азербайджана официально объявили на прошлой неделе о своем намерении проложить новый путь на Запад в течение ближайших двух лет. По словам вице-премьера Азербайджана Абид Шарифова, получено предварительное согласие Казахстана на транспортировку своих товаров по этому маршруту. Баку даже готов вложить свои нефтяные доходы в проект, который обойдется в 500-600 миллионов долларов, если не найдутся другие спонсоры.
Однако в отличие от Киева, занятого внутриполитическими разборками, Москве, скорее всего, удастся компенсировать часть потерь вследствие изменения направления железнодорожного грузопотока, как и в случае с неудачей реконструкции нефтепровода Баку-Новороссийск. Тогда Россия добилась передачи под контроль «РусАл» алюминиевой промышленности Азербайджана, отнятой по этому поводу у голландской компании «Фондел». Баку взял и просто аннулировал договор с «Фондел», которая теперь ищет справедливости в различных судах. Мотивировалось же это решение связями голландской компании с бывшим министром экономического развития Фархадом Алиевым, арестованным в прошлом году по подозрению в финансировании оппозиции и попытке «государственного переворота».
В качестве компенсации за строительство железнодорожного пути в обход России, скорее всего, РАО ЕЭС получит управление энергетической сетью Баку и окрестностей, а возможно и всей страны. Вообще, история управления Бакинской электросетью довольно интересна и обильна скандалами. Когда пять лет назад азербайджанское правительство провело тендер на управление энергосетью столицы и северных районов страны, победил немецкий «Сименс». Однако вскоре власти неожиданно объявили о пересмотре результатов тендера в пользу турецкой «Бармек».
В это же время в турецких СМИ появилась расшифровка телефонного разговора бывшего президента Сулейман Демираля с тогдашним главой Азербайджана Гейдар Алиевым, в котором тот просил оказать покровительство «нашим ребятам». Алиев своему турецкому другу уважил и передал Бакинскую электросеть в управление «Бармек». Турки подписали договор с … тем же самым министром экономического развития Фархад Алиевым. С ним же «Бармек» и вела все свои дела в стране, которая по рейтингу «Транспаренси Интернешнл» входила в прошлом году в семерку наиболее коррумпированных государств мира.
Сейчас же, когда Сулейман Демираль уже не является президентом Турции, Гейдар Алиев почивает на Почетном Кладбище, а Фархад Алиев находится за решеткой, судьба «Бармек» предрешена. Вот и разорвали власти Азербайджана в очередной раз договор, подписанный всего четыре с половиной года назад сроком на 25 лет. И пустили слух в СМИ, что энергосистемой Баку интересуется РАО ЕЭС, которую Владимир Путин лоббировал еще во время своего февральского визита в Баку. И вот на этой же неделе, наряду с объявлением о строительстве железнодорожного пути через Грузию и Турцию, Баку официально разорвал договор с «Бармек», конфликты с которым начались еще … в феврале. Как видно, правительство Ильхама Алиева старается благополучно ублажать и Турцию, и Россию.
Кстати, президент страны не только передает стратегические объекты Азербайджана российским компаниям. Недавно Алиев еще и выдал свою дочь Лейлу за сына российского бизнесмена Арас Агаларова, который владеет компанией «Крокус-Сити» плюс Черкизовским рынком Москвы и чье состояние оценивалось журналом «Форбс» в 2004 году в 360 миллионов долларов. Так что, наряду с вынужденными уступками Западу, российское влияние на Баку продолжает расширяться.