Украинские нефтепродукты доведут до европейских стандартов
Олег Гавриш, Иван Геч
Вчера министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что на Украине уже через год все нефтепродукты должны будут соответствовать стандарту Евро-3. Таким образом планируется улучшить экологическую обстановку, а также добиться поступления в госбюджет дополнительных $320-350 млн в год. Как отмечают эксперты, выполнение этих требований не слишком скажется на кошельках потребителей – топливо подорожает не более чем на 5-7%. Однако нововведение грозит закрытием половине украинских нефтеперерабатывающих заводов.
Министр топлива и энергетики Юрий Бойко рассказал, что 20 сентября будет опубликован приказ Госпотребстандарта, в соответствии с которым все автомобильное топливо с сентября 2008 года должно будет соответствовать экологическому стандарту Евро-3. По его словам, содержание серы и бензола (токсичный элемент, являющийся сильным растворителем) в бензине и дизтопливе снизится в пять раз, свинца и смол – в два с половиной раза. "После введения новых стандартов в три раза снизится объем поступающих в атмосферу вредных продуктов сгорания топлива, уменьшится вредное воздействие на двигатели",– отметил Юрий Бойко.
По оценкам Минэкономики, введение стандарта Евро-3 увеличит ежегодные поступления в государственный бюджет на $320-350 млн. Это произойдет благодаря росту транзитного автомобильного потока и объема экспорта нефтепродуктов с Украины. В Минтопэнерго говорят, что многие автоперевозчики объезжают Украину, так как не имеют возможности дозаправиться. Директор объединения "Укрнефтехимпереработка" Виталий Давий отмечает, что в России топливо, соответствующее экологическому стандарту Евро-3, пока не выпускают, поэтому нефтяные компании, после того как их обяжут ужесточить стандарты, скорее всего, будут использовать украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) для производства топлива на экспорт в Европу.
Украина потребляет около 16 млн т нефтепродуктов в год, из них по 5 млн т бензина и дизтоплива и 6 млн т мазута. В стране работают шесть НПЗ: Лисичанский (контролируется ТНК-ВР), Кременчугский (на его базе создано совместное предприятие с "Татнефтью" – "Укртатнафта"), Одесский (принадлежит ЛУКОЙЛу), Херсонский (владелец – группа "Альянс"), Дрогобычский (контролируется "Альфа-нафтой" и группой "Приват") и Надворнянский (контролируется группой "Приват").
По оценкам экспертов, стоимость нефтепродуктов после введения новых экологических стандартов вырастет незначительно. "Топливо в стандарте Евро-3 подорожает на 5-7 процентов,– считает аналитик консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.– При сегодняшнем уровне цен у нефтяников достаточная рентабельность, для того чтобы выпускать его по новым стандартам, и высоко поднимать цены они, скорее всего, не будут". По данным Минэкономики, средняя розничная цена Аи-95 после введения стандарта Евро-3 не превысит 4,8 грн/л (сейчас 4,56 грн/л), а цена дизельного топлива достигнет максимум 3,9 грн/л (сейчас 3,76 грн/л).
Глава Минтопэнерго отметил, что продукцию, соответствующую стандарту Евро-3, пока могут производить лишь Лисичанский и Одесский НПЗ. Сейчас проводится модернизация принадлежащего НАК "Нафтогаз Украины" Шебелинского ГПЗ. "Чтобы перейти на новые стандарты качества, в Лисичанск и Одессу инвестировали по 100-150 млн долларов, на модернизацию ушло более трех лет,– говорит генеральный директор 'Украинская нефтепродуктовая группа' Владислав Алистратов.– Три оставшихся завода пока вообще не занимались модернизацией, а это значит, что за год они не успеют подготовиться к переходу на новые стандарты". Впрочем, председатель правления ЗАО "Укртатнафта" Сергей Глушко уверен, что Кременчугский НПЗ сможет к сентябрю 2008 года исправить ситуацию. "Переход на новые стандарты действительно может стать причиной закрытия на модернизацию четырех украинских НПЗ. Это может привести к тому, что они уступят место на рынке другим предприятиям – тем же Лисичанскому НПЗ и Шебелинскому ГПЗ",– считает член комитета по ТЭК Верховной рады V созыва Владимир Бронников.