РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:26
16:19
14:54
14:01
13:52
Гуманитарная аура
 Церковь 
5 September 2007 г.
версия для печати
С ядерным щитом и православной хоругвью
Зачем Церковь благословляет оружие массового уничтожения?

Вчера в храме Христа Спасителя в Москве был совершен праздничный молебен. Только приурочен он был не к одному из многочисленных православных праздников, а к самому что ни на есть светскому – 60-летию со дня основания 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации, военного ведомства ядерного оружейного комплекса России. В храме собрались военачальники, ветераны и служащие 12-го управления. Кульминацией мероприятия стало вручение лучшим соединениям ядерного обеспечения России вымпела-хоругви с изображением святого преподобного Серафима Саровского.

По поводу практики освящения Церковью боеголовок и подводных лодок не возмущался только ленивый. Когда за тем или иным родом войск закрепляют «святого патрона», это вызывает лишь недоумение. Так, ветхозаветный Илия-пророк объявлен РПЦ покровителем Воздушно-десантных войск, хотя десантником он не был и голубой берет не носил. Старца Серафима Саровского с ядерным оружием связывает разве что сам город Саров, место рождения советского атома. Однако Церковь и Минобороны при выборе святых их мнение не спрашивают...

Разве не парадоксально то, что Церковь борется за жизнь человеческих эмбрионов, осуждает аборты и эвтаназию, но при этом благословляет оружие, способное унести не одну, не две, не десять, а миллионы человеческих жизней? Разве не абсурдно сопоставление оружия, которое духовенство освящало еще в XIX веке, с ядерной боеголовкой? Разве молебен в честь юбилея ядерного оружейного комплекса России – не нонсенс? Миротворческий запал РПЦ остался где-то в 70–80-х годах прошлого века.

За последние сто лет РПЦ не раз демонстрировала феноменальную политическую гибкость, способность адаптироваться к любым режимам, системам и реалиям. В начале XX века она, естественно, поддерживала абсолютную монархию. Весной 1917 года... занималась апологетикой, отстаивая преимущества республиканского строя. В годы советской власти, пусть вынужденно, но весьма умело и со знанием дела требовала от стран НАТО сократить количество ракет с ядерными боеголовками средней дальности, неустанно боролась за «сохранение священного дара жизни». Затем нашла вполне приемлемой для себя западную модель демократии – ведь эта модель давала ей искомую свободу от государства. А что сегодня? В сознании граждан государство отвоевывает утраченные в начале 1990-х позиции, и Церковь хочет быть к нему ближе. «Быть ближе» для нынешней Церкви означает встраиваться в идеологию, систему мифов и образов, порождаемых и эксплуатируемых государством.

Ядерное оружие – не только реальная смертельная опасность. Это еще и символ, знак. Обзаведшись ядерным щитом, государство тем самым присваивает себе право на самоопределение, полную независимость от внешних влияний, возможность идти «своим путем». На то он и «щит». Миф об «особом русском пути», идея «суверенной демократии», образ России, окруженной со всех сторон недругами и подверженной идеологическим атакам с их стороны – все это становится исключительно популярным, и власть набирает на этом очки. И Церкви встроиться в эту систему совсем не сложно: ведь если путь «свой», «русский», то он, по необходимости, еще и православный!

Ядерный щит – не только защита от военной угрозы, но и защита modus vivendi, образа жизни. Церкви в этом плане есть что защищать, есть от чего отгораживаться. Замкнутое культурное пространство, ограничение сторонних влияний, способных трансформировать общество, – благодатная почва для консерваторов, а РПЦ – образец консервативной организации.

Что хочет сказать Церковь, совершая в главном храме страны молебны, призывающие Божие благословение на ядерное оружие, понятно. Не ясно лишь, поможет ли военным ядерщикам святой Серафим Саровский. Он, конечно, приручил медведя и кормил его хлебом с руки. Но современная армия, вооруженная ядерным оружием, – не медведь. И завет святого Серафима «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» едва ли может быть адресован какой-либо армии вообще. Более того, этот призыв расходится и с духом нынешней Церкви, которая все меньше проповедует «мир на земле» и приближается к средневековой модели «Церкви воинствующей».



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Нестор, Питер, 06.09 10:09
Alex, Одесса, 05.09 21:26

...а были еще монахи Пересвет и Ослябя...

Голова, Киево-Московск, 06.09 09:02
Alex, ты же знаешь, что любое явление путем умозрительных заключений можно низвести до уровня маразма. Чего ты кипятишься! Миллионы людей, слезинка ребенка - все это из лексикона рафинированного пацифиста. Православная церковь, хотя я тоже плююсь от некоторых ее действий и ее представителей, никогда не занималась пацифизмом в чистом виде, но и не проводила крестовых походов! Положить живот за други своя (читай за народ) был всегда лейтмотивом в вопросах отношения православной церкви к защите Отечества. Лично для меня грех в этом деле - сидеть в кустах, когда своих метелят и думать о том какой я хороший человек - никого не трогаю. Я уверен, что про обряды освящения оружия и Боевых Знамен, существовавшие задолго до наших с тобой дней, ты знаешь. Другой вопрос как в принципе относиться к этому. Я считаю, что здесь криминала нет. Автор статьи, слюнявя тему о "святых патронах" видов и родов войск, мягко говоря не договаривает. Есть среди святых и Дмитрий Салунский, и Георгий Победоносец, и архангел Михаил. Они ведь щеку для ударов не подставляли!

Alex, Одесса, 05.09 21:26
Как можно освещать оружие, которое убьет миллионы людей? Получается меркантильные интересы цЕРКВИ превыше заповедей БОГА, которому, якобы они служат (один из сравнительно честных способов заработать себе на Мерседес). И эти людишки читают нам проповеди о праведной жизни, рассказывают нам, что мы сильно грешны, и еще за БОГА типа отпускают нам грехи. Политические проститутки и кидалы в рясах.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Вооружение 
07.09.07
Денис Попович
 Лозунг 
07.09.07
Виктор Ядуха
 Агитация 
07.09.07
Арсенова Марина
 Противостояние 
07.09.07
Татьяна Ивженко, Киев

Экономика
 Доходы 
07.09.07
Заика Андрей
 Стандарт 
06.09.07
Олег Гавриш, Иван Геч
 Авиапром 
06.09.07
Ирина Хмара, Киев

Гуманитарная аура
 Книга 
07.09.07
Лев Сигал
"Очень своевременная книжка" - можно сказать о сборнике статей украинского эмигрантского историка Ивана Лысяк-Рудницкого (1919-1985) "Между историей и политикой", первой книге из серии "Библиотека украинской мысли", презентацию которой провело московско-питерское издательство "Летний сад" при открытии Московской международной книжной выставки-ярмарки. Сейчас, когда российско-украинские споры, то слегка затихая, то вновь нарастая, занимают значительное место в умах и душах отечественной интеллигенции, самое время попытаться понять, какими идеями и историческими представлениями вдохновляется другая сторона. Тем более что нас, советских людей, учили воспринимать историю русско-украинских отношений как бесконфликтное взаимодействие двух братских народов или даже двух ветвей одного народа, а тут вдруг такие страсти...   
 Примирення 
05.09.07
Ганна Бадзюн
 Презентация 
04.09.07