Лучшим свидетельством неспособности украинских властей адекватно решать наиболее серьезные государственные проблемы служит их чрезмерная озабоченность новыми памятниками.
Вместо того чтобы лечить глубокие национальные раны и предотвращать появление новых, власти предпочитают скрывать их под недорогими каменными плитами, выполняющими роль временного лекарства от этих ран.
В мире принято создавать памятники для того, чтобы люди помнили о важнейших событиях прошлого, будь то трагедии либо героические подвиги.
Однако на Украине памятники служат, в основном, для того, чтобы люди забывали, почему произошло то или иное событие, а, главное, кто были его основные участники.
Подобно могильным плитам, памятники символизируют завершенность чего-либо, и именно поэтому они обычно изготавливаются из камня.
На Украине же все чаще происходит так, что памятники сносятся теми, кто хочет открыть старую рану, вернуть проблему из небытия.
Сейчас идет строительство двух мемориалов: один будет напоминать украинскому народу о Голодоморе в 1930-е годы, а другой – о крушении российского авиалайнера в прошлом году под Донецком.
То, что украинцы хотят сохранить в памяти последующих поколений тему Голодомора, это понятно. В результате развернутой Иосифом Сталиным насильственной коллективизации от голода погибли миллионы украинцев. Общие трагедии такого масштаба часто сплачивают народы. Но они также и разделяют народы, если те по-разному отвечают на вопрос о том, кто же несет ответственность за трагедию.
Русских, живущих на территории всего постсоветского пространства, принято обвинять во всех грехах бывшей советской империи.
Те из них, которые живут на Украине, равно как и обрусевшие этнические украинцы, стараются не ворошить прошлое.
И хотя памятник жертвам Голодомора будет служить свидетельством признания исторической несправедливости, он не сможет принести мир и согласие в украинское общество.
Противоположные точки зрения на историческую справедливость существуют во многих государствах, даже в таких стабильных, как США. День рождения Мартина Лютера Кинга стал государственным праздником только после открытой борьбы движений за права человека.
Строящийся мемориал жертвам прошлогодней авиакатастрофы в Донецкой области не так исторически оправдан, как памятник жертвам Голодомора. Несмотря на всю их трагичность, авиакатастрофы не играют исторической роли и не являются исключительными моментами в жизни общества.
И все-таки, что плохого в том, чтобы увековечить память о 170-ти трагически погибших? Да ничего, если при этом выплачивать компенсации родственникам погибших и предпринимать шаги по предотвращению подобных инцидентов в дальнейшем.
На деле, иск, поданный пострадавшими и их родственниками против страховой компании, до сих пор находится в суде, и нам остается только ждать результата. Что касается соблюдения мер безопасности в будущем, вина за данное происшествие была возложена на пилота, и можно лишь надеяться, что те, кто обучают пилотов гражданской авиации, серьезно отнеслись к этому трагическому происшествию.
За четыре года до авиакатастрофы в Донецкой области на Украине произошла катастрофа во время авиашоу на аэродроме «Скнилив» во Львове, когда истребитель врезался в толпу зрителей, в результате чего погибло более 70 человек. На месте аварии был воздвигнут памятник, но высокопоставленные военные чиновники и организаторы шоу избежали наказания, а родственники жертв все еще ждут выплаты адекватной денежной компенсации.
Недавнее открытие памятника журналисту Георгию Гонгадзе также является примером несвоевременной инициативы украинских властей.
В конце 2000 года, после публикации серии статей о причастности наиболее высокопоставленных украинских чиновников к преступной деятельности, тело Георгия Гонгадзе было найдено в лесу недалеко от Киева. Убийство стало причиной массовых демонстраций в Киеве в 2001 году, которые едва не закончились отставкой тогдашнего президента Леонида Кучмы.
Заказчики убийства журналиста до сих пор не предстали перед судом. Несмотря на всеобщее осуждение этого преступления на родине и за рубежом, кажется, что власти всячески стараются развалить дело.
Тем не менее, 20 марта текущего года в центре Киева мэр города Леонид Черновецкий заложил камень будущего памятника журналисту. Мать Георгия Гонгадзе высказалась против открытия памятника до тех пор, пока убийцы ее сына не будут наказаны.
Но не только на Украине памятникам придается слишком большое значение. Постсоветское пространство представляет собой музей памятников коммунистическому прошлому, которые вызывают у людей разные чувства, в зависимости от их национальности, гражданства и даже возраста.
Когда в конце апреля по указанию властей столицы Эстонии Таллинна из центра города была вынесена бронзовая статуя советского солдата, молодые люди, русские по национальности, устроили бурную акцию протеста и получили горячую поддержку Кремля.
Москва до сих пор скорбит по поводу утраты своей империи, в то время как многие граждане бывших советских республик, а также население бывших центрально-европейских государств-саттелитов Советского Союза осуждают прошлое российское господство.
Мнения украинцев, как всегда, разделились.
Истерия с таллиннским памятником очень быстро перенеслась на Украину. Официальные лица на русскоязычном юге и востоке поклялись защищать бронзовые статуи российских героев, а российское Министерство иностранных дел обвинило городской Совет Львова в попытке следовать примеру Эстонии.
Украинские СМИ опубликовали возмущенные статьи обеих сторон, спровоцировав бурю в стакане воды. И опять обнажился раскол страны на две части.
Так и не решив более серьезных вопросов, определяющих взаимоотношения между Украиной и Россией (например, вопрос о цене на газ или проблему черноморского флота в Крыму), дипломаты приступили к взаимным обвинениям на тему памятников.
Казалось, будто обе стороны знали о больных местах друг друга и пытались разбередить раны.
Пока украинские лидеры не хотят решать серьезные проблемы своей страны, памятники будут играть важную роль в сокрытии «больных мест» Украины.
Джон Мэроун – ведущий журналист англоязычной газеты «Kyiv Post», Украина