В пятницу в Москве состоялось заседание экономического комитета межгосударственной комиссии Ющенко–Путин, руководителями которого являются премьер-министр Украины Виктор Янукович и премьер-министр России Михаил Фрадков. Вопреки ожиданиям украинской стороны, представители российского правительства отказались подписывать договор, касающийся развития газотранспортной системы. Приятным итогом для Украины стали заявления россиян о возможной закупке 98 бортов Ан-148 для нужд «Аэрофлота».
Виктор Янукович прибыл в Москву вечером 20 июня. Между тем первое официальное мероприятие визита – встреча с президентом России Владимиром Путиным – состоялось лишь в четверг вечером (см. Ъ от 22 июня). Пресс-служба Кабинета министров не сообщила, чем занимался Виктор Янукович первые сутки пребывания в российской столице, однако Ъ удалось выяснить некоторые подробности. Как утверждает источник Ъ в окружении премьера, в четверг господин Янукович посетил два медицинских учреждения, в том числе Центральный институт травматологии и ортопедии, где он «наблюдается уже около двух лет по поводу старой травмы». Впрочем, собеседник Ъ не стал опровергать и наличие каких-либо встреч в ходе поездки, отметив, что они «не были связаны с политикой, а их возможными участниками могли быть лишь некоторые российские бизнесмены».
Второй раз Виктор Янукович появился на публике (а именно – в Александровском парке у стен Кремля) в пятницу утром. Украинского премьера пригласили принять участие в церемонии возложения венков к памятнику Неизвестному Солдату по случаю годовщины начала Великой Отечественной войны. Организаторы церемонии сделали все, чтобы участие в ней зарубежного гостя не осталось незамеченным.
Украинскому премьеру отвели почетное место между Владимиром Путиным и Михаилом Фрадковым. Господин Янукович пребывал в отличном настроении. Он шутил со своими спутниками, глядя на них сверху вниз, и выглядел хозяином положения.
К началу заседания экономического комитета межгосударственной комиссии Ющенко–Путин настроение премьера не изменилось. Виктор Янукович вошел в зал с высоко поднятой головой, широко улыбаясь. Но через два часа от этого оптимизма не осталось и следа. Журналисты обратили внимание на то, что выйдя из зала, господин Янукович был расстроен и недоволен. Также хмуро он выглядел на подписании итоговых документов и во время пресс-конференции. Отчасти это можно объяснить результатами совещания. Из трех подписанных документов два являются рамочными и не содержат обязательств сторон, а третье – соглашение о торговле холодным прокатом – касается работы лишь двух предприятий – ММК им. Ильича и «Запорожстали».
По информации Ъ, украинская сторона предлагала подписать протокол о совместном строительстве газопровода Богородчаны–Ужгород, который подтвердил бы политическую готовность России развивать в среднесрочной перспективе именно украинскую газотранспортную систему, а не обходные магистрали. Перед заседанием члены украинской делегации утверждали, что «абсолютно уверены» в его подписании, но затем неожиданно возникли проблемы. Корреспондент Ъ стал свидетелем того, как во время заседания из зала вышли министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко и министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко. Остановившись в коридоре, чиновники начали спорить о чем-то. По их озабоченным лицам и долетающим до журналистов обрывкам фраз было понятно, что в курируемых ими вопросах нефтегазового сектора далеко не все гладко. «Значит, давай, говорим, что переносим решение вопроса на осень и на этом ставим точку»,– бросил в завершение беседы господин Христенко, после чего оба вернулись в зал. Как сообщил позже Ъ один из участников заседания, господа Бойко и Христенко вышли из зала «согласовать формулировки по газопроводу Богородчаны–Ужгород». Российская сторона в это время потребовала приостановить переговоры, отметив необходимость принимать решение по этому вопросу «в пакете с другими вопросами функционирования ГТС».
На итоговой пресс-конференции Виктор Янукович заявил, что стороны вернутся к обсуждению проекта «Богородчаны–Ужгород» «ближе к сентябрю». Кстати, рассмотрение вопроса о цене на газ на 2008 год в повестке заседания не значилось, но избежать его премьерам не удалось. Виктор Янукович предположил, что переговоры по этому вопросу «традиционно» пройдут лишь в IV квартале 2007 года, то есть уже после парламентских выборов. А Михаил Фрадков отметил, что стоимость газа неизбежно вырастет.
Остальные решения не вышли за рамки предварительных договоренностей. На пресс-конференции господа Янукович и Фрадков не скупились на комплименты относительно успешной работы возглавляемого ими комитета. При этом украинский премьер подчеркивал, что благодаря «совместной работе» прирост торговли между странами значительно опережает прирост экономик обеих стран, а глава правительства РФ констатировал, что украинский экспорт в Россию растет быстрее, чем российский на Украину (70% роста против 30%).
Позже участники украинской делегации рассказали Ъ, что на заседании был достигнут ряд договоренностей в сфере авиастроения. Как сообщил первый замминистра промполитики Владимир Рыжов, курирующий авиационную промышленность, в ходе дискуссии российская сторона «очень живо» интересовалась перспективами организации совместного производства Ан-124 («Руслан»), Ан-140 и Ан-148. «Речь шла и об участии 'Авианта' в производстве российского Ту-334 и обеспечении украинской стороной поставок двигателей для самолетов Як-130, Ту-334 и Бе-200»,– подчеркнул господин Рыжов. При этом, по его словам, более важными являются не достигнутые договоренности, а прозвучавшая информация о намерениях «Аэрофлота» в ходе обновления транспортного парка закупить 98 бортов типа Ан-148.
В пятницу во второй половине дня премьер-министр Виктор Янукович вернулся в Киев. Его самолет мог бы, как обычно, приземлиться в Гостомеле (неподалеку от гостомельского аэропорта находится загородный дом главы правительства), но поступил приказ направляться в Борисполь. Как выяснилось, в аэропорту была назначена встреча премьера с президентом, который возвращался из Ровно. Побеседовав о чем-то около четверти часа, политики разъехались по домам.