РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
16:23
15:12
13:30
13:14
13:05
Гуманитарная аура
 Обновленцы 
29 June 2007 г.
версия для печати
Церковь как супермаркет
Католики и православные едины перед вызовами современности

Василина Орлова

Межхристианский диалог в последнее время развивается особенно активно, в том числе между Римско-католической церковью и Русской православной церковью. Едва ли не каждый месяц проходят международные круглые столы, темы которых сформулированы с иезуитской тщательностью, в обход политических смыслов. Такова состоявшаяся в конце июня в Российской академии наук конференция «Христианство, культура, нравственные ценности». Как ни далеки подобные темы от политики, и организовывают ли встречи папские советы с отделом внешних церковных связей Московского патриархата или богословские, научные институты, разговор ведется не исключительно философский, догматический или христологический. Да и невозможно это в современном мире, полном, как принято говорить, новых вызовов и угроз. Хотя что уж такого нового в концепциях постмодернизма или глобализации, в таких явлениях, как гомосексуализм или наркомания?

Религиозное бистро

В нынешней Русской православной церкви определенно победило либеральное крыло, состоящее из хозяйственников, политиков, монахов, принимающих активное участие в жизни в миру. Само по себе это неплохо, такой был сделан выбор; всякого рода отшельники выглядят на фоне сверхадекватных священников, хорошо образованных и поднаторевших в философско-политических формулировках, странноватыми чудиками, когда рискуют вылезать из своих медвежьих углов. Именно в таком ключе по большей части восприняли «Постановление» епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии, подписанное епископом Диомидом (Дзюбаном) и его единомышленниками. Разводя руками, «обличителям» терпеливо объясняют, что претензии их устарели, времена сменились, концепции прошли новую отладку, и руководствоваться в представлениях о межправославном диалоге выпусками журналов Московской патриархии десятилетней давности бессмысленно. Эсхатологические чаяния народа крепнут, но Церковь не изменит политики. Патриотически мыслящая интеллигенция, среди которой интеллектуалов не меньше, чем в либеральной церковной среде, не то чтобы устарела со своими взглядами на мир - но просто выглядит нелепо, как какие-то всклокоченные мракобесы.

В то время как владыка Диомид объявляет, что у православных не один Бог с католиками, столичные богословы еще и еще раз разъясняют свою позицию. Согласие по догматическим вопросам не есть необходимая база, чтобы договариваться о простых вещах: о том, как отвечать крепнущему секуляризму, дехристианизации западного общества, скептицизму российского. Протоиерей Всеволод Чаплин озвучивает концепцию не новую, но по-новому: секуляризм, по его мнению, есть тоже религия. Конечно, у церковных деятелей религия - всё. Так удобнее объяснять многие процессы.

Действительно, идея Бога столь присуща человеческому сознанию, что даже атеисты наделяют материю качествами трансцендентными. Даже Владимир Ленин (а уж его-то трудно заподозрить в латентном православии) писал: «Материя исчезает» - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными... и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Современный человек редко уже провозглашает себя атеистом, чаще - «агностиком», считающим, что Бога, как и всё прочее, человеку невозможно познать, или просто «христианином», без серьезного анализа, что такое христианство. Он примиряет в уме вещи, которые классическому сознанию представлялись несоединимыми.

Римско-католическая церковь действует как корпорация в период антикризисного менеджмента: идет на рискованные шаги. То объявят, что посмертная участь не крещеных младенцев не столь чудовищна, как ее малевали веками ранее - дети не в «лимбо» попадают, особое место в аду, а, можно надеяться, сразу в рай. И какая же внешняя, страшная необходимость теперь заставит верующих родителей крестить чадо как можно скорее после рождения? Православная церковь дистанцировалась от обсуждения темы: она не дерзает с определенностью сказать о посмертной участи умерших младенцев, не успевших принять крещение.

А недавно Ватикан выпустил десять заповедей для автолюбителей: не хвастаться автомобилями, с осторожностью идти на обгон и так далее. Можно далеко пойти, если расписать в отдельных редакциях правила для инженеров, системных администраторов, пассажиров метрополитена. Инициативы Русской православной церкви по введению «Православных правил дорожного движения» были буквально осмеяны.

В Римско-католической церкви осваивают новые технологии для новых форм проповедей. В то же время робкая и действительно довольно неуклюжая попытка РПЦ ввести автоматизированную телефонную службу в стиле «нажмите клавишу - прослушайте десять заповедей» потерпела сокрушительное фиаско. Пустые костёлы и переполненные мечети Европы - вот та реальность, которая будет только всё более отчетливо проявлять себя. В этой реальности оправданны другие методы, те, которые не приживаются в России.

«Ловцы душ инкорпорейтед»

В секулярном мире религия конкурирует с другими формами общественного служения и мировоззренческими системами на равных основаниях. «Религиозные услуги» предлагают различные религиозные организации за умеренную плату так же, как и другого рода сервис. Американский психоаналитик и философ XX века Эрих Фромм трактовал религию достаточно широко, а именно как «любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». Обилие и процветание сект, неоязыческих и выросших из христианства, на Западе является закономерным результатом развития религиозной мысли. Но также и офисная деятельность дает набор ритуалов и практик, которые вполне сравнимы с религиозными по силе воздействия на сознание. Они становятся для обитателей мегаполисов дисциплиной жизни, и их влияние простирается за рамки рабочего времени, конституирует многие пристрастия, диктует своеобразную этику. Офисный работник - это образ жизни, а не только сфера занятости.

Подбирая название для новых тенденций, которые некоторые евангелические церкви используют для привлечения последователей, советник президента США Никсона Чак Колсон использовал термин МакЦерковь (McChurch). В «новом мире» церковь становится очередным поставщиком соответствующих услуг, вера - технологией управления массовым сознанием. Американский протестант пастор Айден Уилсон Тозер более сорока лет назад отметил, что все сложнее становится увидеть собрание людей, основным мотивом которого была бы встреча с Богом. В самом деле: групповое самоопределение, политическая самоидентификация, поле общественной деятельности, психологический тренинг - подобные услуги предлагают не только новые религиозные движения, но и вполне почтенные традиции. Во многом именно с таким набором связана притягательность религии в мире, который, казалось, окончательно освободился от христианства.

В прошлом году была возобновлена деятельность Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между РКЦ и РПЦ, результатом стала совместная конференция в Вене. Прозелитическая деятельность РКЦ на канонических территориях РПЦ потерпела поражение, да и уния на Украине не вызывает столь значительного беспокойства, как раньше. Украинские радикальные круги озабочены созданием собственной поместной православной церкви, хотя бы ценой отказа от всякой канонической обоснованности нового объединения, но в этой деятельности они предпочитают иметь дело скорее с раскольниками, нежели с униатами.

Предстоятель Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом II предложил даже провести встречу святейшего патриарха Алексия II и папы Римского Бенедикта XVI на Кипре. Председатель папских советов по культуре и по межрелигиозному диалогу кардинал Поль Пупар недавно в Москве сделал заявление, что такая историческая встреча возможна весьма скоро. Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк и глава отдела митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл порознь заявляют, что принципиальной возможности встречи они не отрицают, но чтобы она действительно состоялась, должно пройти время, врачующее раны, устраняющее недоразумения, а встрече должна предшествовать серьезная подготовка.

Нельзя сказать, когда встреча патриарха Московского и папы Римского состоится в действительности, одно несомненно: подготовка, и самая серьезная, уже ведется, причем с обеих сторон. Римско-католическая церковь проявляет в этом даже большую заинтересованность, несмотря на то, что в общении с православным миром папа Римский полагается прежде всего на патриарха Константинополя, которого, несмотря на турецкие обиды, называет вселенским. Теперешняя позиция Ватикана состоит в том, чтобы усилить негласный статус главенствующего в православном мире Константинопольского патриархата, в то время как главенство это чисто номинальное. В октябре в Италии православно-католическая комиссия еще обсудит вопрос и о примате папы Римского в христианском мире и о границах юрисдикции Константинопольского патриархата, который склонен трактовать свои функции чересчур широко.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Конфликт 
02.07.07
Артем Скоропадский
 Лозунги 
02.07.07
Игорь Бураковский
 Диалог 
02.07.07
Игорь Пукшин
 Позиция 
02.07.07
Юлия Тимошенко

Экономика
 Расследование 
28.06.07
Олег Гавриш, Денис Ребров
 Займ 
26.06.07
Юрий Глухов
 Приватизация 
26.06.07
Арина Мурах, Киев

Гуманитарная аура
 Мова 
02.07.07
Алексей Бык
 Мiсто 
02.07.07
Остап Дроздов
 Юбилей 
29.06.07
Сергей Виноградов