Католики и православные едины перед вызовами современности
Василина Орлова
Межхристианский диалог в последнее время развивается особенно активно, в том числе между Римско-католической церковью и Русской православной церковью. Едва ли не каждый месяц проходят международные круглые столы, темы которых сформулированы с иезуитской тщательностью, в обход политических смыслов. Такова состоявшаяся в конце июня в Российской академии наук конференция «Христианство, культура, нравственные ценности». Как ни далеки подобные темы от политики, и организовывают ли встречи папские советы с отделом внешних церковных связей Московского патриархата или богословские, научные институты, разговор ведется не исключительно философский, догматический или христологический. Да и невозможно это в современном мире, полном, как принято говорить, новых вызовов и угроз. Хотя что уж такого нового в концепциях постмодернизма или глобализации, в таких явлениях, как гомосексуализм или наркомания?
Религиозное бистро
В нынешней Русской православной церкви определенно победило либеральное крыло, состоящее из хозяйственников, политиков, монахов, принимающих активное участие в жизни в миру. Само по себе это неплохо, такой был сделан выбор; всякого рода отшельники выглядят на фоне сверхадекватных священников, хорошо образованных и поднаторевших в философско-политических формулировках, странноватыми чудиками, когда рискуют вылезать из своих медвежьих углов. Именно в таком ключе по большей части восприняли «Постановление» епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии, подписанное епископом Диомидом (Дзюбаном) и его единомышленниками. Разводя руками, «обличителям» терпеливо объясняют, что претензии их устарели, времена сменились, концепции прошли новую отладку, и руководствоваться в представлениях о межправославном диалоге выпусками журналов Московской патриархии десятилетней давности бессмысленно. Эсхатологические чаяния народа крепнут, но Церковь не изменит политики. Патриотически мыслящая интеллигенция, среди которой интеллектуалов не меньше, чем в либеральной церковной среде, не то чтобы устарела со своими взглядами на мир - но просто выглядит нелепо, как какие-то всклокоченные мракобесы.
В то время как владыка Диомид объявляет, что у православных не один Бог с католиками, столичные богословы еще и еще раз разъясняют свою позицию. Согласие по догматическим вопросам не есть необходимая база, чтобы договариваться о простых вещах: о том, как отвечать крепнущему секуляризму, дехристианизации западного общества, скептицизму российского. Протоиерей Всеволод Чаплин озвучивает концепцию не новую, но по-новому: секуляризм, по его мнению, есть тоже религия. Конечно, у церковных деятелей религия - всё. Так удобнее объяснять многие процессы.
Действительно, идея Бога столь присуща человеческому сознанию, что даже атеисты наделяют материю качествами трансцендентными. Даже Владимир Ленин (а уж его-то трудно заподозрить в латентном православии) писал: «Материя исчезает» - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными... и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».
Современный человек редко уже провозглашает себя атеистом, чаще - «агностиком», считающим, что Бога, как и всё прочее, человеку невозможно познать, или просто «христианином», без серьезного анализа, что такое христианство. Он примиряет в уме вещи, которые классическому сознанию представлялись несоединимыми.
Римско-католическая церковь действует как корпорация в период антикризисного менеджмента: идет на рискованные шаги. То объявят, что посмертная участь не крещеных младенцев не столь чудовищна, как ее малевали веками ранее - дети не в «лимбо» попадают, особое место в аду, а, можно надеяться, сразу в рай. И какая же внешняя, страшная необходимость теперь заставит верующих родителей крестить чадо как можно скорее после рождения? Православная церковь дистанцировалась от обсуждения темы: она не дерзает с определенностью сказать о посмертной участи умерших младенцев, не успевших принять крещение.
А недавно Ватикан выпустил десять заповедей для автолюбителей: не хвастаться автомобилями, с осторожностью идти на обгон и так далее. Можно далеко пойти, если расписать в отдельных редакциях правила для инженеров, системных администраторов, пассажиров метрополитена. Инициативы Русской православной церкви по введению «Православных правил дорожного движения» были буквально осмеяны.
В Римско-католической церкви осваивают новые технологии для новых форм проповедей. В то же время робкая и действительно довольно неуклюжая попытка РПЦ ввести автоматизированную телефонную службу в стиле «нажмите клавишу - прослушайте десять заповедей» потерпела сокрушительное фиаско. Пустые костёлы и переполненные мечети Европы - вот та реальность, которая будет только всё более отчетливо проявлять себя. В этой реальности оправданны другие методы, те, которые не приживаются в России.
«Ловцы душ инкорпорейтед»
В секулярном мире религия конкурирует с другими формами общественного служения и мировоззренческими системами на равных основаниях. «Религиозные услуги» предлагают различные религиозные организации за умеренную плату так же, как и другого рода сервис. Американский психоаналитик и философ XX века Эрих Фромм трактовал религию достаточно широко, а именно как «любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». Обилие и процветание сект, неоязыческих и выросших из христианства, на Западе является закономерным результатом развития религиозной мысли. Но также и офисная деятельность дает набор ритуалов и практик, которые вполне сравнимы с религиозными по силе воздействия на сознание. Они становятся для обитателей мегаполисов дисциплиной жизни, и их влияние простирается за рамки рабочего времени, конституирует многие пристрастия, диктует своеобразную этику. Офисный работник - это образ жизни, а не только сфера занятости.
Подбирая название для новых тенденций, которые некоторые евангелические церкви используют для привлечения последователей, советник президента США Никсона Чак Колсон использовал термин МакЦерковь (McChurch). В «новом мире» церковь становится очередным поставщиком соответствующих услуг, вера - технологией управления массовым сознанием. Американский протестант пастор Айден Уилсон Тозер более сорока лет назад отметил, что все сложнее становится увидеть собрание людей, основным мотивом которого была бы встреча с Богом. В самом деле: групповое самоопределение, политическая самоидентификация, поле общественной деятельности, психологический тренинг - подобные услуги предлагают не только новые религиозные движения, но и вполне почтенные традиции. Во многом именно с таким набором связана притягательность религии в мире, который, казалось, окончательно освободился от христианства.
В прошлом году была возобновлена деятельность Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между РКЦ и РПЦ, результатом стала совместная конференция в Вене. Прозелитическая деятельность РКЦ на канонических территориях РПЦ потерпела поражение, да и уния на Украине не вызывает столь значительного беспокойства, как раньше. Украинские радикальные круги озабочены созданием собственной поместной православной церкви, хотя бы ценой отказа от всякой канонической обоснованности нового объединения, но в этой деятельности они предпочитают иметь дело скорее с раскольниками, нежели с униатами.
Предстоятель Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом II предложил даже провести встречу святейшего патриарха Алексия II и папы Римского Бенедикта XVI на Кипре. Председатель папских советов по культуре и по межрелигиозному диалогу кардинал Поль Пупар недавно в Москве сделал заявление, что такая историческая встреча возможна весьма скоро. Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк и глава отдела митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл порознь заявляют, что принципиальной возможности встречи они не отрицают, но чтобы она действительно состоялась, должно пройти время, врачующее раны, устраняющее недоразумения, а встрече должна предшествовать серьезная подготовка.
Нельзя сказать, когда встреча патриарха Московского и папы Римского состоится в действительности, одно несомненно: подготовка, и самая серьезная, уже ведется, причем с обеих сторон. Римско-католическая церковь проявляет в этом даже большую заинтересованность, несмотря на то, что в общении с православным миром папа Римский полагается прежде всего на патриарха Константинополя, которого, несмотря на турецкие обиды, называет вселенским. Теперешняя позиция Ватикана состоит в том, чтобы усилить негласный статус главенствующего в православном мире Константинопольского патриархата, в то время как главенство это чисто номинальное. В октябре в Италии православно-католическая комиссия еще обсудит вопрос и о примате папы Римского в христианском мире и о границах юрисдикции Константинопольского патриархата, который склонен трактовать свои функции чересчур широко.