На днях Кабинет Министров Украины принял постановление об очередном выпуске облигаций внешнего государственного долга общим объемом эмиссии на сумму $ 500 млн и на срок погашения – до 26 июня 2012 года.
Таким образом, правительство Виктора Януковича продолжило политику наращивания внешнего государственного долга, начатую еще в 2006 году.
Многие экономические эксперты уже не раз высказывали свои сомнения относительно целесообразности привлечения Кабмином все новых внешних займов. Не удержался по этому поводу в апреле нынешнего года даже Президент Виктор Ющенко. Он тогда обратился к премьер-министру с письмом, в котором, по сути, обвинил правительство в бездумной политике внешних заимствований.
Претензии главы государства тогда коснулись, правда, лишь займа 2006 года в японских йенах. Президент отметил в письме, что полученные средства в сумме 35 млрд. японских йен не были конвертированы и использованы, и все еще находились на счету правительства в Государственном казначействе Украины. И назвал многомиллионную сумму бессмысленных затрат на обслуживание этого займа.
Но этот частный случай лишь подтверждал общую политику неоправданных заимствований правительства. Кабмин как в 2006 году, так и в планах на текущий год сделал ставку на увеличение внешних займов, считая общий объем внешнего долга Украины незначительным (доктрина Азарова). В ноябре прошлого года Минфин разместил десятилетний внешний заем на сумму $1 млрд. со ставкой 6,58% годовых, в декабре - четырехлетние внешние гособлигации на сумму 35,1 млрд. японских йен со ставкой 3,2% годовых. В сентябре и декабре еще два транша 12-летних евробондов на сумму 768 млн. швейцарских франков (около $618 млн.) со ставкой 3,5% годовых. Облигации в иенах размещались с дисконтом 1,2% от номинала, в швейцарских франках - 2,6%. По данным на 31 марта 2007 года внешний госдолг Украины составлял $9,377 млрд. по сравнению с $8,318 млрд. годом раньше.
В то время как правительства Тимошенко и Еханурова не только не наращивали внешнего долга, а даже уменьшали его. Так, за 2005 год в целом прямой внешний долг сократился на 1,2% с $8 807,8 млн. до $8 704,2 млн.
Ситуация в государственной финансовой сфере в начале 2007 года складывалась также весьма странно. Правительство свело первый квартал с профицитом общего фонда государственного бюджета в 1 919 млн. грн. – вместо запланированного дефицита в 2 941 млн. грн. Остатки средств общего фонда увеличились и достигли 10 883 млн. грн. И все это притом, что в государственном бюджете Украины на 2007 год предусмотрен дефицит в более чем 15 млрд. грн.
Объяснением же такого экономического феномена является существенное недофинансирование правительством различных статей бюджетных расходов. В том числе - «хваленых» инвестиционно-инновационных программ. Что понять довольно трудно – ведь деньги-то в государственной казне имеются. А вот, что абсолютно ясно – Кабмин с какой-то целью накопляет денежные средства на своих счетах.
Справедливости ради следует отметить, что ведомство Николая Азарова в апреле отчиталось о сокращении внешнего долга Украины в первом квартале 2007 года. В течение января-марта государственный прямой внешний долг сократился на 2 150 684 тыс. грн. (4,34%), или на $425 млн.
Однако если в начале года Минфин стал, казалось бы, исправляться, то чем вызвана необходимость нового внешнего займа в июне на $0,5 млрд.? Кто-то может предположить, что причина кроется в случившейся майской засухе и ожидающимся в связи с этим низким урожаем зерновых, сахара и прочих культур. Или с неудачами на приватизационном фронте социалистки Семенюк.
Действительно, правительству придется немало денег потратить на поддержку аграриев в связи с погодными казусами. А выполнение плана поступлений от приватизации на 2007 год под большим вопросом. Но «собака зарыта», по-видимому, в другом месте, и все догадываются – где именно. Например, в минувшую пятницу в «Свободе слова» на канале «ICTV» ведущий принялся расспрашивать министра труда и социальной политики о возможности увеличения минимальных зарплат и пенсий не в октябре, как запланировано в госбюджете-2007, а в сентябре или даже в августе. На что господин Папиев дал довольно размытый ответ, но вероятности досрочного повышения правительством социальных стандартов не отрицал. В связи с этим обращают на себя внимание три любопытных обстоятельства.
Во-первых, с учетом намеченных на 30 сентября досрочных выборов вполне понятно желание Кабинета Министров перенести намеченное увеличение зарплат и пенсий хотя бы на месяц, а лучше – на два. Чтобы народ успел прочувствовать «улучшение своей жизни» непременно перед голосованием.
Во-вторых, тот же Папиев очень много рассказывал об успехах правительства Януковича в экономической сфере. Из-за чего, мол, и появилась возможность повышать размеры социальных нормативов. Однако с этим аргументом как-то не согласовывается факт свежего внешнего займа, ведь возникает естественный вопрос: доходы украинцев все-таки вырастут за счет хорошей экономики, или благодаря зарубежным кредитам?
В-третьих, вспоминается, как недавно Кабмин настаивал на необходимости внесения в закон о госбюджете-2007 изменений в связи с дополнительными расходами на досрочные парламентские выборы. Президент вынужден был с этим согласиться, и такой закон был принят полномочной на день голосования Верховной Радой. Однако перенос даты увеличения зарплат и пенсий с октября на сентябрь или август означает также увеличение расходов госбюджета. Каким образом правительство намеревается это сделать – без соответствующего закона? А ведь украинский парламент уже распущен?
Ну и, наконец, что означает для украинского народа сами эти внешние займы? По упомянутому июньскому постановлению Кабмина можно сделать несложные расчеты. Заем берется правительством на 5 лет, на облигации начисляется доход по ставке 6,385% годовых. Следовательно, Украине это удовольствие обойдется в $159,6 млн. А, к примеру, за обслуживание ноябрьского займа 2006 года государственный бюджет государства выложит иностранцам $658 млн.
И так по всем другим, сделанным Кабмином Януковича, внешним займам. Отдавать которые придется, вполне вероятно, уже другим правительствам…