В Брюсселе наряжают в вышиванку статую писающего мальчика, а в России мечтают о Крыме. Президент раздает флаги и созывает Конституционное собрание, спикер – заседание ВР V созыва. Премьер выражает твердую уверенность в светлом будущем Украины. Такими событиями ознаменовалась шестнадцатая годовщина независимости страны. На раскаленном Майдане оба Виктора сидели практически бок о бок, но общались мало.
Да и о чем говорить? Ставки сделаны, первые серьезные фишки разложены: ни Андреевич, ни Федорович не намерены отступать в очередном раунде «войны за полномочия», что разом актуализировало и силовой сценарий, и срыв выборов, а также повысило вероятность очередных разноцветных «майданов».
Кресло за кресло
Осень – несчастливое время для украинских премьеров. Бюджетный процесс открывает неисчерпаемые возможности. Разве что Виктора Ющенко отправили с высокого поста весной. Новая порция решений Президента накалила атмосферу. Практически без объяснений был удален Сергей Головатый с поста председателя Нацкомиссии по содействию демократии при главе государства. Губернаторов с выездного заседания Кабмина в Полтаве. Наконец, с Банковой сквозь раскаты грома донеслось, что де процедура согласования указов Виктора Ющенко с правительством не соответствует Конституции. в Херсонской области и наезды на Нестора Шуфрича развеяли сомнения, кто у нас «самый-самый». Конечно же, не Карлсон. Мало-мальски искушенный аппаратчик сразу бы просек: над Премьером сгущаются тучи. Очевидно, рандеву с Юлией Тимошенко накануне Дня независимости стало апогеем некоего мыслительного процесса, результатом коего вполне резонно выглядит обезглавливание Кабмина.
Виктор Янукович ответил адекватно: Партия регионов намерена присутствовать на заседании ВР V созыва, где будет рассматриваться в числе прочих и вопрос импичмента Президенту. Таким образом, почти нейтрализованный парламент 4 сентября может возродиться к жизни, аки птица Феникс. Видимо, на такой сценарий и был рассчитан календарный план, принятый в июле спикером Александром Морозом. Тактические соображения диктуют Виктору Януковичу реанимацию парламентской коалиции. Логика проста: есть коалиция – есть Премьер. Импичмент Ющенко – пока угроза, но она соответствует тем настроениям, которые, очевидно, царят на Банковой. Антиконституционный указ – достаточный повод для досрочного прекращения полномочий ВАЮ. И кто знает, не наберется ли достаточно голосов для быстрой отставки главы государства в «оранжевом» стане? Там ведь гибкие умы.
На сковороде
24 августа праздничного настроения у ВИПов не наблюдалось. Виктор Ющенко смотрел парад военных оркестров, в буквальном смысле отгородившись от народа. Виктор Янукович, чувствуя на руке тяжесть от задремавшей дочери своего тезки-оппонента, размышлял. Оба почти не замечали жары и не чувствовали себя карасями на сковороде.
Аналогия, тем не менее, уместна. . Что будет осенью?
И Виктору Ющенко, и Виктору Януковичу одинаково неуютно в нынешней грозовой неопределенности. Хотелось бы конкретизации, да все что-то мешает. Или кто-то. В последнее время все чаще получается – сидящий рядом. Между тем, нагреть страсти в народе не сложно, а вот что делать, если оные выйдут из-под контроля?
Однако вряд ли оба Виктора столь озабочены сейчас психическим статусом электората. Скорее, задумчивость могла быть вызвана смутным ощущением чего-то, на что они не в состоянии повлиять потому, что знают об этом совсем немного.
того, что результаты выборов в любом случае будут оспорены, подтолкнула мощные внутри- и внешнеукраинские силы к поискам некоего плана, который решил бы исход борьбы за власть вне парламентского марафона. У «оранжевых» настороженно относятся к динамике рейтингов собственных и оппонентских, в коалиционном стане – к задействованию президентом и его командой всех админвозможностей админресурсов на полную катушку. Что же это за план?
Все в порядке
Пока он не просматривается достаточно четко. Не исключен римейк революционного Майдана, как пропрезидентского, так и коалиционного. В качестве альтернативы может фигурировать и силовой вариант, не зря же Банковая обрушилась на МинЧС (для реализации такого сценария все силовые ведомства должны быть фактически подконтрольны президенту). Есть и третий путь: Порядок из хаоса. Если он будет воплощен в жизнь, то Украина вернется в 90-е и вынырнет с новым Кучмой во главе. И все склоняется к тому, что у нас рождается именно Порядок.
Видимо, кратковременного хаоса не избежать – чтобы граждане ощутили тягу к Порядку с большой буквы. Более того, определенные силы будут стараться, елико возможно, продолжать баламутить страну, чтобы от одного слова «выборы» украинцев бросало в дрожь. Президент уже говорит о местных выборах весной. На тот случай, заметим в скобках, если выборы все-таки состоятся и коалиция получит большинство голосов. Что это значит? Готовятся пути к отступлению или, если хотите, поля для маневров. При умелом использовании местные власти – мощный рычаг управления. Выстроится вертикаль – и готов порядок.
Штормы и бури могут изрядно закалить коалицию. И возможно, что все эти телодвижения ей даже на руку. Ведь появится шанс упрочить свои позиции. ПР осознала, что реальная и практически не ограниченная власть сейчас сконцентрирована именно в регионах. Во многом от тамошних руководителей зависит исход досрочных выборов. Стратегическая ошибка коалиции заключается в том, что она ориентирована на те цели, которые перед ней рисует президент. Выборы – так в них с головой. Но в последние несколько дней марафон в риторике представителей ПР явно отходит на второй план. Видимо, в консолидированной (спасибо Банковой!) коалиции роль агитатора и просветителя масс любезно возьмет на себя КПУ. «Регионалы» же примутся за работу на уровне городов, сел, областей. Причем им, в отличие от «оранжевых», придется действительно взяться за конкретную работу, вплоть до починки труб в конкретных домах.
Судя по всему, коалиция тоже задумывается о порядке. Если основная деятельность ПР и партнеров будет перенаправлена в регионы, то это означает, что они идут на реализацию плана по установлению порядка. Но - и в этом существенное отличие от оппонентов – порядка снизу. То есть, достаточно сравнить. О чем говорит президент? О реформе Конституции, то есть порядке сверху. Иными словами, когда народу даруется некий высший закон чуть ли не с небес, вместе с ним – олицетворение и гарант закона (президент), а дальше – властная пирамида выстраивается под него. Порядок снизу сложнее: самоуправление местных общин – вертикаль исполнительной власти под премьера – парламент как центральный орган именно самоуправления – Кабмин как центральный «орган исполнения». Ну, и смена избирательной системы с пропорциональной на мажоритарную. Эдакий «Твин Пикс». Насколько в новой схеме, которая, как мы предполагаем, вызревает в умах коалиционеров, есть место президенту, сказать сложно. Но то, что оба порядка в конечном итоге приведут к стабилизации на время – несомненно. Только вот какой ценой?