РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
15:51
11:40
15:06
11:38
18:48
Политика
 Точка зрения 
24 April 2008 г.
версия для печати
Анатолий Гриценко: "Многие будут поддерживать президента до конца"

Ольга Василевская

Глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны утверждает, что президент Ющенко имеет наименьшие шансы победить на президентских выборах.

Анатолий Степанович, то, что происходит в стране, — это бардак?

Бардаком я называю хаос в управлении страной, безответственность власти, падение доверия граждан ко всем, без исключения, государственным структурам.

Согласитесь, парламент в целом, равно как и коалиция, и оппозиция в отдельности, работает неэффективно. Противоречия между президентом и правительством перешли в открытую враждебную фазу, все признают, что правоохранительная и судебная системы — коррумпированы и требуют неотложного реформирования. Власть на местах дезориентирована и деморализована, при этом она не намного ближе к интересам простых граждан, чем  центральная власть. Цены растут практически на все товары и услуги, страна уже четыре месяца живет со старым, на скорую руку сверстанным бюджетом, впереди — новый, не сравнимый с нынешним, ценовой шок, в связи с прогнозируемым в 2009 году повышением стоимости газа, к которому никто не готовит ни экономику, ни население страны.

А на внешней политике это отражается?

Безусловно. Во внешней политике Украины мы видим отсутствие единства ветвей власти, многоголосицу, растопыренные пальцы вместо единого кулака и согласованных действий… Разве можно в таких условиях отстоять национальный интерес? Нельзя. В результате Украина как государство уступает важные позиции в переговорах: на российском направлении — по поставкам газа, на европейском — по подготовке нового соглашения о сотрудничестве с Европейским Союзом, по ПДЧ с НАТО. Нас поучают, нам угрожают, нам диктуют, как нам поступать и как не поступать…

Кому выгодно, чтобы парламент работал неэффективно, чтобы коалиция развалилась?

Могу точно сказать, кому это не выгодно — стране и ее гражданам.

А кому выгодно?

Выгодно тем, кого мы относим к политической элите, но кто на самом деле больше думает о личном политическом будущем и корпоративных интересах. Если бы Ющенко, Тимошенко и Янукович меньше думали о президентстве или канцлерстве, они могли бы позволить себе больше поработать на страну, объединить усилия и вместе заняться крайне необходимыми реформами. Они стоят перед дилеммой: рейтинг, популярность, выборы или — реформы, трудная и неблагодарная на первых порах работа. Выбор сделан в пользу первого — наращивания рейтинга. Но тогда это не политика, это скорее политиканство.

Стремление поднять свой рейтинг толкает политиков нарушать законы?

Безусловно. Кстати, Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны провел мониторинг соблюдения законов. Материалы о выявленных нарушениях мы направили президенту,  спикеру Рады, генпрокурору, Кабмину. По существу никто не отреагировал. От президента мы получили ответ с подписью (цитируя Ющенко) технического работника Секретариата: принимая свои решения, глава государства действует исключительно в рамках полномочий. С  уважением, Балога. Как видим, нет желания войти в правовое поле.

Вы отметили, что действующая власть нацелена на выборы-2009. На это ориентированы все политические силы?

В первую очередь на выборы ориентирован президент, хотя из упомянутой тройки сегодня у него практически нет шансов. Премьер отрицает президентские амбиции, но ей никто не верит. Янукович кривит душой, когда говорит, что ему некомфортно в оппозиции. Думаю, он мог бы отказаться от иллюзорных президентских амбиций в обмен на премьерский пост уже сегодня. 

Вы говорите, что у президента нет поддержки. Он не находит ее в «НУ — НС» или среди населения?

Многие будут поддерживать президента до конца, как в «НУ — НС», так и в обществе, что бы он ни делал. Но для победы на выборах этой поддержки недостаточно. Пытаясь укрепить свои позиции, президент решил, во-первых, сконцентрировать в своих руках властные полномочия и для этого внес в парламент так называемый «президентский пакет», а во-вторых, усилить и закрепить расширенные полномочия на перспективу путем принятия новой редакции Конституции на референдуме. Оба эти направления не принесли успеха: на пути первого стала Рада. Второй путь своим решением  заблокировал Конституционный Суд. Наверное, новая стратегия президента будет связана с переформатированием коалиции. Сегодня к этому депутаты еще не готовы, но через месяц-другой такого варианта я не могу исключать. Да и о возможности проведения до-срочных выборов Рады как средства переформатирования, тоже не стоит забывать.

А нет ощущения, что Ющенко полностью поставил на Балогу и его партию «Единый центр»?

Публично президент не высказывал своего отношения к «Единому центру». Фракцию «НУ — НС» Ющенко по-прежнему считает своей. Но все понимают, что инициатива создания новой партии была согласована с ним.

Вы критикуете и Ющенко, и Балогу, и Тимошенко. С кем вы сейчас?

Я воюю не «против», а «за» — за здравый смысл, за государственный интерес, за выполнение обещанного. И для меня не важно, кто нарушает разумную логику и заявленные принципы, кто принимает решения, идущие вразрез с интересами страны, либо не держит слово — президент, премьер, лидер оппозиции, министр или губернатор. К тому же, критикуя, я предлагаю варианты решения.

Какие у вас отношения с Ехануровым?

Прохладно-рабочие. Рабочие — потому что все законопроекты в интересах развития армии наш Комитет поддерживает и дальше будет поддерживать. А прохладные — потому что я не принимаю отдельные решения Еханурова, которые негативно влияют на ситуацию в Вооруженных силах. В отдельном блокноте я составляю список вредных для армии решений нового министра, в нем уже более 20 записей. Пусть будет, для истории. 

Например?

Пример первый: в течение прошлого года Минобороны при поддержке СБУ, Минюста и МИДа делало все, чтобы вернуть в боевой состав 16 военно-транспортных вертолетов типа Ми-8, которые еще в 2003 году были сданы в аренду бизнесменам на невыгодных условиях. Эти армейские вертолеты годами летают по всему миру, вырабатывая ресурс, при этом нарушаются требования их эксплуатации. Государство уже потеряло миллионы, и это доказано следствием, под угрозой полная потеря этих вертолетов. Мы были очень близки к тому, чтобы вернуть 16 машин в боевой состав. После прихода Еханурова, под давлением с Банковой (и это подтверждено документально), позиции государства в суде были бессовестно сданы в пользу частной компании, и шансы  вернуть эти вертолеты сегодня близки к нулю. О чем Ехануров и поинформировал Комитет в ответ на депутатское обращение. Зато руководитель частной компании письменно поблагодарил Секретариат президента за содействие в решении вопроса ценой в десятки миллионов…

Или другой пример: в Минобороны мною была внедрена система ежедневного мониторинга правонарушений и немедленного реагирования на них в дисциплинарном порядке. В случае выявления грубых нарушений (кража имущества, финансовых средств, избиение подчиненных, взяточничество) приказ о лишении воинского звания и об увольнении из армии министр подписывал в течение трех дней. Приказ доводился до личного состава и общества через СМИ. За последние полгода работы я подписал около 60 таких приказов. Сразу же после назначения на пост министра Ехануров сломал эту систему. Нет, нарушений меньше не стало, но теперь они замалчиваются, общество о них уже не информируют, а сами нарушители, утратившие честь и совесть, продолжают носить офицерские погоны, «воспитывают» своим примером подчиненных…

А вы в Комитете как-то боретесь с тем, что Юрий Иванович назначил слишком много людей в штатском в министерство?

Министр должен иметь право привести с собой новую команду заместителей. Тревожит, правда, что среди четырех новых замов нет ни одного, знающего армию и ее проблемы. Но кого предлагать — это право Еханурова, и он несет за них ответственность.

Понятно, что между вами и Ехануровым, вами и президентом, есть некая личная обида. Ющенко и Ехануров как-то пытались ее сгладить?

Обиды нет. Да, был психологически трудный момент. Мы его проехали давным-давно. Скажу вам больше, не поверите: я благодарен судьбе, что сейчас не работаю в Минобороны!

Почему?

Да потому, что пришлось бы постоянно быть между двух огней. С одной стороны, четвертый год подряд продолжать сдерживать «капризы» президента, идущие вразрез с логикой и интересами армии, а с другой — быть под прессом предвыборных обещаний премьера. Я бы не поддержал предложение президента построить еще один военный лицей в Батурине, потратив на это сотни миллионов гривен. Эти деньги были бы направлены на развитие частей спецназа. А Ехануров согласился. Я бы не позволил снова воссоздавать многочисленную и неэффективную вертикаль замполитов, офицеры гуманитарного профиля и дальше оставались бы в отделах (управлениях) по работе с личным составом. А Ехануров безоговорочно принял указ  к исполнению. Я бы и дальше не соглашался передавать местной власти, а фактически — бизнесу, военные городки в Днепропетровске, Одессе, Львове на тех условиях, на которых они были переданы при Еханурове, и т. д.

Кстати, недавно премьер обвинила парламент в том, что он является тормозом на пути создания контрактной армии.

Юлия Владимировна забыла о трех вещах. Первое — о том, что за день до избрания премьером она лично обещала фракции «НУ — НС» отозвать свой проект, как противоречащий коалиционному соглашению. Второе — она забыла выполнить свое обещание. Третье — наш Комитет запланировал рассмотреть этот проект 13 февраля. Но за два часа до заседания в Комитет поступило письмо депутата БЮТ Андрея Портнова, одного из соавторов проекта. Г-н Портнов просит Комитет отложить рассмотрение вопроса — для «проведения консультаций. Вот, ждем.

А почему президент так на-стаивал на выделении именно 22,5 миллиарда на оборонку в этом году?

Захотел и потребовал, что я могу сказать? Эта цифра никем и ничем не обоснована, Минобороны в этом году нужно 17 миллиардов. Хотя когда и какую сумму получит армия, непонятно. Премьер твердо заявила в Раде: сначала утвердите Программу правительства, и лишь потом оно внесет проект изменений в бюджет. 

Вы верите в то, что Программу правительства примут после праздников?

Думаю, не примут. Не будут голосовать «регионалы», коммунисты, Блок Литвина и часть депутатов фракции «НУ — НС», тех самых, связанных с «ЕЦ».

Сколько их?

Думаю, их число растет.

Но это достаточное количество, чтобы заблокировать Программу правительства?

Более чем. Ведь запас прочности коалиции — два голоса. Трое не проголосовали — решение не принято.

Сегодня фракция «НУ — НС» самостоятельно формирует свою позицию в парламенте?

Далеко не всегда, в ряде случаев влияние извне является определяющим.

Насколько долго продержится «Наша Украина» как проект?

Мне трудно быть объективным, ведь это не чужие люди, с ними много вместе пройдено с 2004-го года. К тому же я не являюсь членом партии. Партия «Наша Украина»  имеет будущее, если она станет служить не одному человеку, а людям.

Info. Анатолий СтепановиЧ Гриценко
Родился 25 октября 1957 года в с. Багачивка Черкасской области.
 1979 год — окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище.
 1984-1992 годы — преподавал в Киевском высшем военном
авиационном инженерном училище.
 1993 год — Институт иностранных языков США, Университет военно-воздушных сил США.
 1995 год — Академия Вооруженных сил Украины.
 1992-1994 годы — начальник управления НИЦ Генштаба.
 1997-1999 годы — руководитель аналитической службы СНБО.
 С декабря 1999 года — президент УЦЭПИ им. Разумкова.
 2005-2007 годы — министр обороны.
 С ноября 2007 года — глава Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны.

314 тыс. грн. совокупного дохода в  2006 году задекларировал Гриценко. Заработная плата и материальная помощь составили 280,2 тыс. грн., пенсия — 34,121 тыс. грн.  Сумма денежных вкладов Гриценко на счетах в банке — 185 тыс. грн.

Анатолий Гриценко трижды назначался министром обороны Украины. Первое назначение на этот пост получил в феврале 2005-го в правительстве Юлии Тимошенко. Затем руководил ведомством в Кабмине Юрия Еханурова. 4 августа 2006 года снова назначен Верховной Радой по квоте президента Виктора Ющенко главой Минобороны в правительстве Виктора Януковича. Гриценко — второй в Украине (после Валерия Шмарова) гражданский министр обороны.

Семья и хобби
Гриценко женат. Супруга  Юлия Мостовая — известная журналистка, заместитель главного редактора влиятельной газеты «Зеркало недели». Воспитывают четверых детей (двух сыновей и две дочери). Одно из увлечений Гриценко — игра в преферанс.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Обломов, Москва, 25.04 21:54
Шуты гороховые.

Fon Bok, Кенинсберг, 25.04 21:07
Украине нужен Пиночет и несколько стадионов.

Зяма, Иди туда же, 25.04 19:13
Солнышко, 25.04 02:18
Что одна куча, что другая - всё равно, ГАВНО!

Солнышко, 25.04 02:18
Пусть уж лучше в стране будет такой Президент, чем неуемная баба с косой.

24.04 19:31
А конец то близок.

24.04 11:47
Анатолий Гриценко: "Многие будут поддерживать президента до конца"

Конец Гриценко уже на горизонте,тоесть на подходе.
Слава богу одним мудаком во власти будет меньше.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Визит 
30.04.08
Татьяна Ивженко
 Альянс 
28.04.08
Марина Кожушко
 Эксперты 
25.04.08
 Встреча 
25.04.08
Татьяна Ивженко

Экономика
 Топливо 
29.04.08
Вера Кузнецова
 Недра 
24.04.08
Елена Болдырева
 Газовые игры 
24.04.08
Татьяна Ивженко, Киев

Гуманитарная аура
 Мигранты 
24.04.08
Михаил Мошкин
 Казус 
24.04.08
Янина Соколовская
 Футбол 
23.04.08
Татьяна Копылова, обозреватель отдела «Футбол»