Анатолий Гриценко: "Многие будут поддерживать президента до конца"
Ольга Василевская
Глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны утверждает, что президент Ющенко имеет наименьшие шансы победить на президентских выборах. Анатолий Степанович, то, что происходит в стране, — это бардак?
Бардаком я называю хаос в управлении страной, безответственность власти, падение доверия граждан ко всем, без исключения, государственным структурам.
Согласитесь, парламент в целом, равно как и коалиция, и оппозиция в отдельности, работает неэффективно. Противоречия между президентом и правительством перешли в открытую враждебную фазу, все признают, что правоохранительная и судебная системы — коррумпированы и требуют неотложного реформирования. Власть на местах дезориентирована и деморализована, при этом она не намного ближе к интересам простых граждан, чем центральная власть. Цены растут практически на все товары и услуги, страна уже четыре месяца живет со старым, на скорую руку сверстанным бюджетом, впереди — новый, не сравнимый с нынешним, ценовой шок, в связи с прогнозируемым в 2009 году повышением стоимости газа, к которому никто не готовит ни экономику, ни население страны.
А на внешней политике это отражается?
Безусловно. Во внешней политике Украины мы видим отсутствие единства ветвей власти, многоголосицу, растопыренные пальцы вместо единого кулака и согласованных действий… Разве можно в таких условиях отстоять национальный интерес? Нельзя. В результате Украина как государство уступает важные позиции в переговорах: на российском направлении — по поставкам газа, на европейском — по подготовке нового соглашения о сотрудничестве с Европейским Союзом, по ПДЧ с НАТО. Нас поучают, нам угрожают, нам диктуют, как нам поступать и как не поступать…
Кому выгодно, чтобы парламент работал неэффективно, чтобы коалиция развалилась? Могу точно сказать, кому это не выгодно — стране и ее гражданам. А кому выгодно?
Выгодно тем, кого мы относим к политической элите, но кто на самом деле больше думает о личном политическом будущем и корпоративных интересах. Если бы Ющенко, Тимошенко и Янукович меньше думали о президентстве или канцлерстве, они могли бы позволить себе больше поработать на страну, объединить усилия и вместе заняться крайне необходимыми реформами. Они стоят перед дилеммой: рейтинг, популярность, выборы или — реформы, трудная и неблагодарная на первых порах работа. Выбор сделан в пользу первого — наращивания рейтинга. Но тогда это не политика, это скорее политиканство.
Стремление поднять свой рейтинг толкает политиков нарушать законы?
Безусловно. Кстати, Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны провел мониторинг соблюдения законов. Материалы о выявленных нарушениях мы направили президенту, спикеру Рады, генпрокурору, Кабмину. По существу никто не отреагировал. От президента мы получили ответ с подписью (цитируя Ющенко) технического работника Секретариата: принимая свои решения, глава государства действует исключительно в рамках полномочий. С уважением, Балога. Как видим, нет желания войти в правовое поле.
Вы отметили, что действующая власть нацелена на выборы-2009. На это ориентированы все политические силы?
В первую очередь на выборы ориентирован президент, хотя из упомянутой тройки сегодня у него практически нет шансов. Премьер отрицает президентские амбиции, но ей никто не верит. Янукович кривит душой, когда говорит, что ему некомфортно в оппозиции. Думаю, он мог бы отказаться от иллюзорных президентских амбиций в обмен на премьерский пост уже сегодня.
Вы говорите, что у президента нет поддержки. Он не находит ее в «НУ — НС» или среди населения? Многие будут поддерживать президента до конца, как в «НУ — НС», так и в обществе, что бы он ни делал. Но для победы на выборах этой поддержки недостаточно. Пытаясь укрепить свои позиции, президент решил, во-первых, сконцентрировать в своих руках властные полномочия и для этого внес в парламент так называемый «президентский пакет», а во-вторых, усилить и закрепить расширенные полномочия на перспективу путем принятия новой редакции Конституции на референдуме. Оба эти направления не принесли успеха: на пути первого стала Рада. Второй путь своим решением заблокировал Конституционный Суд. Наверное, новая стратегия президента будет связана с переформатированием коалиции. Сегодня к этому депутаты еще не готовы, но через месяц-другой такого варианта я не могу исключать. Да и о возможности проведения до-срочных выборов Рады как средства переформатирования, тоже не стоит забывать. А нет ощущения, что Ющенко полностью поставил на Балогу и его партию «Единый центр»?
Публично президент не высказывал своего отношения к «Единому центру». Фракцию «НУ — НС» Ющенко по-прежнему считает своей. Но все понимают, что инициатива создания новой партии была согласована с ним. Вы критикуете и Ющенко, и Балогу, и Тимошенко. С кем вы сейчас?
Я воюю не «против», а «за» — за здравый смысл, за государственный интерес, за выполнение обещанного. И для меня не важно, кто нарушает разумную логику и заявленные принципы, кто принимает решения, идущие вразрез с интересами страны, либо не держит слово — президент, премьер, лидер оппозиции, министр или губернатор. К тому же, критикуя, я предлагаю варианты решения.
Какие у вас отношения с Ехануровым? Прохладно-рабочие. Рабочие — потому что все законопроекты в интересах развития армии наш Комитет поддерживает и дальше будет поддерживать. А прохладные — потому что я не принимаю отдельные решения Еханурова, которые негативно влияют на ситуацию в Вооруженных силах. В отдельном блокноте я составляю список вредных для армии решений нового министра, в нем уже более 20 записей. Пусть будет, для истории. Например?
Пример первый: в течение прошлого года Минобороны при поддержке СБУ, Минюста и МИДа делало все, чтобы вернуть в боевой состав 16 военно-транспортных вертолетов типа Ми-8, которые еще в 2003 году были сданы в аренду бизнесменам на невыгодных условиях. Эти армейские вертолеты годами летают по всему миру, вырабатывая ресурс, при этом нарушаются требования их эксплуатации. Государство уже потеряло миллионы, и это доказано следствием, под угрозой полная потеря этих вертолетов. Мы были очень близки к тому, чтобы вернуть 16 машин в боевой состав. После прихода Еханурова, под давлением с Банковой (и это подтверждено документально), позиции государства в суде были бессовестно сданы в пользу частной компании, и шансы вернуть эти вертолеты сегодня близки к нулю. О чем Ехануров и поинформировал Комитет в ответ на депутатское обращение. Зато руководитель частной компании письменно поблагодарил Секретариат президента за содействие в решении вопроса ценой в десятки миллионов…
Или другой пример: в Минобороны мною была внедрена система ежедневного мониторинга правонарушений и немедленного реагирования на них в дисциплинарном порядке. В случае выявления грубых нарушений (кража имущества, финансовых средств, избиение подчиненных, взяточничество) приказ о лишении воинского звания и об увольнении из армии министр подписывал в течение трех дней. Приказ доводился до личного состава и общества через СМИ. За последние полгода работы я подписал около 60 таких приказов. Сразу же после назначения на пост министра Ехануров сломал эту систему. Нет, нарушений меньше не стало, но теперь они замалчиваются, общество о них уже не информируют, а сами нарушители, утратившие честь и совесть, продолжают носить офицерские погоны, «воспитывают» своим примером подчиненных… А вы в Комитете как-то боретесь с тем, что Юрий Иванович назначил слишком много людей в штатском в министерство?
Министр должен иметь право привести с собой новую команду заместителей. Тревожит, правда, что среди четырех новых замов нет ни одного, знающего армию и ее проблемы. Но кого предлагать — это право Еханурова, и он несет за них ответственность.
Понятно, что между вами и Ехануровым, вами и президентом, есть некая личная обида. Ющенко и Ехануров как-то пытались ее сгладить?
Обиды нет. Да, был психологически трудный момент. Мы его проехали давным-давно. Скажу вам больше, не поверите: я благодарен судьбе, что сейчас не работаю в Минобороны!
Почему?
Да потому, что пришлось бы постоянно быть между двух огней. С одной стороны, четвертый год подряд продолжать сдерживать «капризы» президента, идущие вразрез с логикой и интересами армии, а с другой — быть под прессом предвыборных обещаний премьера. Я бы не поддержал предложение президента построить еще один военный лицей в Батурине, потратив на это сотни миллионов гривен. Эти деньги были бы направлены на развитие частей спецназа. А Ехануров согласился. Я бы не позволил снова воссоздавать многочисленную и неэффективную вертикаль замполитов, офицеры гуманитарного профиля и дальше оставались бы в отделах (управлениях) по работе с личным составом. А Ехануров безоговорочно принял указ к исполнению. Я бы и дальше не соглашался передавать местной власти, а фактически — бизнесу, военные городки в Днепропетровске, Одессе, Львове на тех условиях, на которых они были переданы при Еханурове, и т. д.
Кстати, недавно премьер обвинила парламент в том, что он является тормозом на пути создания контрактной армии.
Юлия Владимировна забыла о трех вещах. Первое — о том, что за день до избрания премьером она лично обещала фракции «НУ — НС» отозвать свой проект, как противоречащий коалиционному соглашению. Второе — она забыла выполнить свое обещание. Третье — наш Комитет запланировал рассмотреть этот проект 13 февраля. Но за два часа до заседания в Комитет поступило письмо депутата БЮТ Андрея Портнова, одного из соавторов проекта. Г-н Портнов просит Комитет отложить рассмотрение вопроса — для «проведения консультаций. Вот, ждем.
А почему президент так на-стаивал на выделении именно 22,5 миллиарда на оборонку в этом году?
Захотел и потребовал, что я могу сказать? Эта цифра никем и ничем не обоснована, Минобороны в этом году нужно 17 миллиардов. Хотя когда и какую сумму получит армия, непонятно. Премьер твердо заявила в Раде: сначала утвердите Программу правительства, и лишь потом оно внесет проект изменений в бюджет. Вы верите в то, что Программу правительства примут после праздников?
Думаю, не примут. Не будут голосовать «регионалы», коммунисты, Блок Литвина и часть депутатов фракции «НУ — НС», тех самых, связанных с «ЕЦ».
Сколько их?
Думаю, их число растет.
Но это достаточное количество, чтобы заблокировать Программу правительства?
Более чем. Ведь запас прочности коалиции — два голоса. Трое не проголосовали — решение не принято. Сегодня фракция «НУ — НС» самостоятельно формирует свою позицию в парламенте?
Далеко не всегда, в ряде случаев влияние извне является определяющим.
Насколько долго продержится «Наша Украина» как проект?
Мне трудно быть объективным, ведь это не чужие люди, с ними много вместе пройдено с 2004-го года. К тому же я не являюсь членом партии. Партия «Наша Украина» имеет будущее, если она станет служить не одному человеку, а людям.
Info. Анатолий СтепановиЧ Гриценко Родился 25 октября 1957 года в с. Багачивка Черкасской области. 1979 год — окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище. 1984-1992 годы — преподавал в Киевском высшем военном авиационном инженерном училище. 1993 год — Институт иностранных языков США, Университет военно-воздушных сил США. 1995 год — Академия Вооруженных сил Украины. 1992-1994 годы — начальник управления НИЦ Генштаба. 1997-1999 годы — руководитель аналитической службы СНБО. С декабря 1999 года — президент УЦЭПИ им. Разумкова. 2005-2007 годы — министр обороны. С ноября 2007 года — глава Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны.
314 тыс. грн. совокупного дохода в 2006 году задекларировал Гриценко. Заработная плата и материальная помощь составили 280,2 тыс. грн., пенсия — 34,121 тыс. грн. Сумма денежных вкладов Гриценко на счетах в банке — 185 тыс. грн.
Анатолий Гриценко трижды назначался министром обороны Украины. Первое назначение на этот пост получил в феврале 2005-го в правительстве Юлии Тимошенко. Затем руководил ведомством в Кабмине Юрия Еханурова. 4 августа 2006 года снова назначен Верховной Радой по квоте президента Виктора Ющенко главой Минобороны в правительстве Виктора Януковича. Гриценко — второй в Украине (после Валерия Шмарова) гражданский министр обороны.
Семья и хобби Гриценко женат. Супруга Юлия Мостовая — известная журналистка, заместитель главного редактора влиятельной газеты «Зеркало недели». Воспитывают четверых детей (двух сыновей и две дочери). Одно из увлечений Гриценко — игра в преферанс.
Fon Bok, Кенинсберг, 25.04 21:07
Зяма, Иди туда же, 25.04 19:13
Что одна куча, что другая - всё равно, ГАВНО!
Солнышко, 25.04 02:18
24.04 19:31
24.04 11:47
Конец Гриценко уже на горизонте,тоесть на подходе.
Слава богу одним мудаком во власти будет меньше.