РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:24
16:22
15:11
13:42
13:18
Гуманитарная аура
 Церковь 
10 May 2007 г.
версия для печати
Диакон Кураев об украинской церкви
Виктор Тимошенко
Журналист

«С уходом Филарета, с его физической смертью или по его доброму желанию, межцерковная ситуация в Украине станет другой  - это несомненно. Она позволит до некоторой степени освободить поле канонических и политических дискуссий  от личностного фактора», - заявил в интервью «Фокусу» один из самых известных и значимых интеллектуальных лидеров современной России священник Андрей Кураев.

- Отец Андрей, недавно я был на родине, у своей матери, бабы Тани, в небольшом городке Овруч, Житомирской области. Зашел в знаменитую церковь XII века святого Василия, где с проповедью перед прихожанами выступал Виссарион, Архиепископ Коростенский и Овручский. В храме было человек 150, прихожане из сел, которые традиционно разговаривают на украинском языке. Но проповедовал владыка на русском, хотя я знаю, что родом он из-под Коростеня и прекрасно знает украинский язык. Вы считаете, это нормально?  

- С апостольских времен языковые традиции и нормы православной проповеди известны. Проповедь должна вестись на том языке, который наиболее понятен слушателям. Если это украиноговорящие люди – к ним надо обращаться на украинском, если они говорят на суржике – надо смирить себя до суржика, если они говорят на польском, соответственно - на польском.

У этого правила могут быть исключения в том случае, когда  речь идет о том, что прихожане разговаривают на разных языках, когда считается, что языком общения должен быть язык высокой культуры, а не язык, условно говоря, улицы, быта. И тогда проповедник может обратиться к ним на книжном языке. Например, католический священник – на латыни, русский священник – на церковно-славянском. Считаю, что в каком - либо университетском городе Украины вполне возможно читать проповедь и на хорошем русском языке, для того чтобы люди помнили, что русский язык – это язык высокой христианской культуры, а не только язык попсы или боевиков.

Хочу уточнить, то, что я говорил – это касается языка проповеди, а не языка богослужения. У нас очень часто путают, когда спрашивают: почему это батюшка проповедует на церковно-славянском? На самом деле  - он проповедует на языке народном, а молитвы произносит на церковно-славянском. Думаю это очень важно именно для Украины. Ведь церковно-славянский язык – это наследие Киевской Руси, и Москва здесь ни причем. Если бы я был украинским националистом – я бы потребовал, чтобы москали перестали хвататься за наш киевский язык – церковно-славянский. Пусть они служат на своем москальском наречье и не трогают  языковое наследие Киева.

- Я долгое время жил во Львове. На мой взгляд, если говорить о межцерковной конкуренции, между священниками греко-католиками и православными священниками, то униаты выигрывают у последних, не только потому, что им помогает мощный местный административный ресурс, но и потому, что они интереснее, креативнее работают, чем их православные коллеги.

- Межконфессиональная конкуренция на Западной Украине это проблема. Там очень болезненная ситуация, в частности потому, что, увы, но о многих наших православных церковниках можно сказать печальными словами известной формулы: «Ничему не научились и ничего не забыли».   Меня, прежде всего, поражает потрясающее не любопытство к  своим собственным конкурентам. Ну,  отцы – вы хоть немножко узнайте, что такое католичество, прежде всего, современное католичество, то, с которым вы боритесь. Это право человека – выбрать себе предмет для борьбы, но не кажитесь смешными.

Не надо полемизировать с католичеством XVII века. Сегодня XXI век. Может из католичества много другого появилось, может и нехорошего. Ну, например,  не было в католичестве догмы о папской непогрешимости. Она, появилась конце XIX века. Настолько дурацкие брошюрки издает Киевская Почаевская лавра! Там просто выдумки, фантазии, под видом того, что этому учат католики. Это просто нежелание увидеть реальность, в ее сложности и  трагичности.  Это очень печально. Отсюда, как следствие, и проигрыш, как вы говорите, нашим конкурентам.

- А проблема принадлежности храмов? Споры за право обладать церковной собственностью,  недвижимостью. Как он должен решаться?

- Позиция РПЦ МП была отражена в документах, которые мы подписали в конце 80-х годов. Там речь шла о следующем. Учитывая, сложную историю храмов, которые строились одними, перестаивались, реставрировались, расширялись  другими безнадежно погружаться в архивы. Работала четырехсторонняя комиссия  РПЦ МП, Киевской метрополии, греко-католиков и Ватикана. Решения были приняты следующие. В каждом приходе, в каждом селе проводиться локальный референдум. Там, где большинство прихожан желает, чтобы храм был православным – пусть остается православным, если большинство голосуют за  Греко-католиков – пусть церковь принадлежит униатам. Но при обязательном условии, что победившее большинство – помогает меньшинству построить  новый храм. На бумаге все было красиво, но все эти договоренности и остались.

- В украинских интеллектуальных кругах существует мнение, что с уходом патриарха Филарета, церковь на Украине примирится. Камень преткновения лишь только в нынешнем настоятеле РПЦ КП, в его личности. Эта проблема уйдет, когда Бог позовет Филарета.

- Мне трудно  судить об этом, так как я  никогда не был подчиненным Филарета. Наибольшую аллергию к нему испытывают те священники, те епископы, которые помнят его во власти в Советские времена. И именно они не хотели бы, даже в страшных снах, видеть воспроизведение ситуации, когда Филарет получает всю полноту власти церкви в Украине.

- Но он очень пожилой человек и вряд ли  способен на какие-то волевые поступки, действия, о которых Вы говорите. Он просто знамя определенных украинских политических кругов.

- Я Филарета вживую не видел много,  много лет. Поэтому мало что могу добавить. Но то, что с уходом Филарета, с его физической смертью или по его доброму желанию, межцерковная ситуация в Украине станет другой  - это несомненно. Она позволит до некоторой степени освободить поле канонических и политических дискуссий  от личностного фактора.

- Недавно, на Русском Соборе митрополит Кирилл заявил о том, что общечеловеческие ценности противоречат нравственным, православным устоям.

- Для РПЦ является аксиомой утверждение и высочайший статус прав человека, того, что сегодня, может,  не вполне справедливо,  называют общечеловеческими ценностями. То есть речь идет о правах человека, которые сформулированы в Декларации ООН. Это этическая аксиома, и с ней мы  абсолютно согласны. Вопрос в другом. Кроме азбуки, должна быть поэзия. Не может сводиться литература к вечному цитированию азбуки или правил грамматики. И Пушкина, и Гоголя мы любим не за то, что они рифмовали и складывали буквы.

Для того, чтобы быть человеком – надо быть свободным. Это необходимое, но недостаточное условие для человечности. Дальше для жизни человека необходимо, чтобы он ощущал некий нравственный императив. Есть свобода «от», а есть свобода «для». Об этом писал еще Николай Бердяев. Понимаете, поведение несвободного человека не может быть нравственным. Но сама по себе свобода – не  есть нравственность.  Это лишь предпосылка для нравственного поступка. Мы хотели бы напомнить современному человеку, который в азарте борьбы за демократию стал забывать о том, что  есть и просто человеческое призвание, есть звезды над нашей головой, которые надо уметь разглядеть.

- Меня, особенно, в последнее время, беспокоит то, что РПЦ  слишком «вмонтирована» (организационно и идеологически), в политические ценности, которые неизменно рождают тоталитарный тип отношений в обществе. Это что и близость,  и подчиненность светской  власти, нетерпимость к оппонентам. Например, в  протестантских странах, больше гармонии, больше свободы и диалога. Эти страны богаче, могущественнее,  в том числе и потому, что церковь в них претерпела модернизацию.

- Непростой вопрос. В какой степени действительно присутствуют религиозные причины для того или иного общественно-политического развития общества или государства? Может больше эти процессы определяет политическая или историческая традиция. Зададим вопрос, что зависит от молитвы, а что от климата, от погоды в стране?

Я не очень люблю разговоры о том, что какая-то культура, народ,  язык, герб удаляют общество, народ от демократии. Типичный пример – та же Прибалтика или Финляндия. Что, в жизни названных народов было много свободы? - Свободы у этих народов было с гулькин нос. Опыта государственного самоуправления также было немного, то шведское, то российское господство. Но я что-то не слышу разговоров о том, что национальная культура эстонцев, финнов или литовцев препятствует им быть нормальными членами европейской семьи. Точно также я не вижу оснований видеть препятствия в исповедовании православной веры.

Что касается меры гражданских свобод, «идеологичности» – не  будем забывать лозунг: «Чья власть – того и вера», это лозунг протестантов, реформаторов, а не православия. У православия есть очень важное преимущество перед протестантским миром - жизни в условиях несвободы. Начиная от гонений на христианство в Римской империи до советской власти. А тысячелетнее выживание на мусульманском Востоке? Этот опыт жизни в несвободе и в меньшинстве – это опыт православного консерватизма, в том числе. Этот опыт говорит о том, что мы можем оставаться самими собой, в то же время,  не требуя от всех остальных  быть похожими на нас. Если понимать демократию как то, что все восхищаются Голливудом и все свободное время проводят в интерент-кафе, то это новая форма тоталитаризма. Такие цепи тем страшны, что они неощутимы и невидимы. Считаю, что пусть будут какие-то «упертые группы товарищей», в том числе и в Церкви.

- И все-таки, в какой мере диалог, дискуссии в церковной среде присутствуют? Или же все регламентировано церковными догмами и правилами?

- Знаете, в этом легко убедиться – зайдите на мой форум, . На нем тысячи людей. За зимние месяцы – 12 миллионов хостов. Там тысячи дискуссионных нитей. Это большой круг людей, которые спорят, дискутируют по многим проблемам, и не только церковным. То есть общего диагноза поставить нельзя. Другое дело, я читаю церковную публицистику дореволюционных лет, журналы духовных академий и  поражаюсь, какие проблемы они ставили и на каком высоком уровне эти судьбоносные вопросы обсуждались.   До этого уровня мы не доросли. Сегодня у нас есть «выше голов трамвайное хамство» в публикациях и суждениях  моих церковных оппонентов, а вот умения  свободно дискутировать и при этом сохранять человеческие и христианские отношения – этого не хватает.

- За последние 20 лет в церковь пришли сотни тысяч «профессионалов», служителей культа, которые  и образования не имеют. Модно сегодня «работать» священником, служить Богу. Вас не пугает, что эти люди могут дискредитировать церковь, христианскую православную идею?

-  90-е годы заложили под нас мину замедленного действия. Именно в это время резко упал уровень образованности духовенства. Нам приходилось открывать тысячи приходов. Например, в России в течение последних 18 лет ежедневно открывается  по три новых православных храма. Такого ни в какие времена не было. Нужно огромное количество священников, не хватает качественных школ, где бы можно было готовить церковнослужителей. Уверен, что печальные последствия этого впереди.  

Я недавно спросил одного епископа: «Владыка, у Вас есть семинария в епархии и довольно хорошая. Но получается странная вещь, юноша получил хорошее образование, а  никуда не может деться. Все более-менее значимые городские приходы заняты  вчерашними трактористами или  партийными работниками, людьми без богословского образования. Вы в этом проблему видите?». Он ответил,  мы эту проблему решаем, мы никого не выгоняем. Если у человека нет семинарского образования,  и он хорошо служит, мы его не лишаем сана – пусть работает. Это не преступление. Но мы просто  такому священнику без образования ничего не прощаем. Но если у него начинаются скандалы, или он пьет – мы его выгоним.  Может быть человеку с талантами и образованием  – мы бы простили, но священнику без образования  -  нет.  Каноны нарушил – ты свободен. А на место мы определяем образованного священника.

- Отец Андрей, где и какие курсы лекций вы читаете?

- В Москве у меня три лекционные площадки – это Московский государственный университет имени Ломоносова, Свято-Тихоновский гуманитарный православный университет и Московская духовная академия.  Но большую часть времени я провожу вне Москвы, в том числе и в украинских городах.

- А какой курс Вы читаете в МГУ?

- Спецкурс называется «Философия, Богословие, Православие». Читаю на философском факультете, хотя студенты приходят и с других факультетов и гуманитарных,  и естественно-технических.

- А в Украине, чем занимаетесь?

- Также читаю лекции. Скажу более, на украинском телеканале у меня будет свое ток-шоу. Пилотные передачи уже были. Передача называется «Трудности перевода». Веду передачу вместе с киевским священником отцом Андреем Ткачевым.

- А в украинских Вузах читаете лекции?

- Знаете, в Киеве есть много предвзятости. Слишком часто я замечаю, что если в моей одежде были бы атрибуты католического священника, если бы я был из Европы, меня бы пустили в студенческие аудитории киевских престижных учебных заведений. А вот русского попа не хотят допускать. С этим приходиться сталкиваться. Хотя в учебных аудиториях я проповеди не читаю, я предлагаю материал к размышлению. Надеюсь, что мои лекции являются нормальными, университетскими.   



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Оля, Киев, 11.05 10:28
Где же вы ревнители церковной чистоты???

Саша, Каменец, 10.05 19:44
Весь фокус нынешнего состояния российского общества состоит в том, что оно пребывает в плену «стокгольмского синдрома». Ведь вспомним, что наиболее фанатичными сталинистами были люди прошедшие лагеря. Хуже всего, что психологическим следствием такого состояния становится изоляционизм, который является органичным продолжением добровольного (принудительного) принятия ложных и чуждых самооценок. Тревожность такого состояния общества усугубляется особенностью позиции РПЦ, а это позиция по всем признакам сектантская, её политика – это политика осажденной крепости. Отвергается продуктивный диалог многомиллионной Церкви с Церковью многомиллиардной, в других случаях согласие ищется не в любви и мире, но в покаянии и подчинении. Простой пример: меня очень огорчили предупреждения на православных сайтах, что обновления не будут высылаться пользователям – отступникам, раскольникам и т.д., а как же вы хотите идти к людям? Ведь обратить грешника – высшая благодать для христианина. Если вернуться к примеру с крепостью, то какой бы ни была твердыня, пусть даже непреступной, может случиться, что со временем жизнь вокруг неё уйдёт так далеко, родит такие новые отношения, что вопрос о покорении крепости, более инспирируемый самими её защитниками, окажется пустым и вредным. Хуже всего, что в новых условиях проблемой становится не мнимая угроза бывших захватчиков, а реальная агрессия вечных осаждённых.

ОбщепанятнЫй, 10.05 18:40
Камень преткновения лишь только в нынешнем настоятеле РПЦ КП,...
Но то, что с уходом Филарета, с его физической смертью или по его доброму желанию, межцерковная ситуация в Украине станет другой - это несомненно.

Ніфіга собі - це ж майже "заказуха"!
З дуба впали чи шо?

До речі,а що таке "РПЦ КП" - це помилка в абревіатурі, чи справжня назва УПЦ МП?

ОбщепанятнЫй, 10.05 18:32
ОБщепанятный, 10.05 16:00
Мову канєшна, виучіть нєсложна - раз-матюк, два-матюк - і ти вже повноцінний хахоль.

А чо боїшся зкопіювати в оригіналі? - не "хахоль", а москаль.
От тоді і буде істинно!

ОБщепанятный, 10.05 16:00
Мову канєшна, виучіть нєсложна - раз-матюк, два-матюк - і ти вже повноцінний хахоль.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Обстановка 
11.05.07
 Прогноз 
11.05.07
Сергей Лещенко
 Рубикон 
11.05.07
Татьяна Даррида, Киев

Экономика
 Энергоресурсы 
10.05.07
Наталья Гриб; Александр Константинов, Астана
 Гаранты 
08.05.07
Татьяна Даррида, Киев
 Газопровод 
08.05.07
Василий Кашин, Татьяна Ивженко, Ирина Резник, Надежда Иваницкая

Гуманитарная аура
 Українізація 
11.05.07
Олег Медведєв
 Право  
11.05.07
Матвей Никитин, Максим Кутик
 Кино 
11.05.07
Алеся Бацман